Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия признала ограничивающий характер оборонного договора с США
Интернет и технологии
Telegram заблокировал «тысячи аккаунтов» для предотвращения призывов к терактам
Туризм
Путин пообещал создать к 2030 году туринфраструктуру во всех нацпарках РФ
Общество
Певица Mona назвала честью возможность участвовать в проекте «Голос мой услышь»
Армия
Путин поздравил бригаду управления ВС РФ с присвоением звания «гвардейская»
Мир
Зеленский заявил о неготовности ВСУ к обороне в случае крупного наступления ВС РФ
Происшествия
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета в море
Политика
Лавров заявил об отсутствии оптимизма в отношениях Москвы и Еревана
Общество
Морской пассажирский транспорт приостановил движение в Севастополе
Общество
Представители Молодежного крыла Народного фронта восстанавливают храм в Авдеевке
Мир
Небензя указал на попытки США удушить КНДР односторонними рестрикциями
Общество
Фонд «Гольфстрим» займется распределением помощи для пострадавших в «Крокусе»
Политика
Постпред РФ при ОБСЕ усомнился в искренности осуждений Западом теракта в «Крокусе»
Мир
Рынку ЕС предрекли трудности с случае ввода пошлины на зерно из РФ
Мир
Глава МИД Танзании в разговоре с Лавровым решительно осудил теракт в «Крокусе»
Мир
Французский генерал призвал Макрона подумать о реакции РФ в случае отправки войск

Искусство с неограниченными возможностями

Инклюзивная выставка «Единомышленники» предлагает диалог и взаимообмен
0
Искусство с неограниченными возможностями
Фото предоставлено пресс-службой музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проекты, так или иначе связанные с людьми с особенностями, обычно ориентированы либо на них самих, либо на побуждение остальных людей к благотворительным действиям. Музей «Гараж» предложил новый подход: не отделение и обособление, а диалог и взаимообмен. Универсальным языком, адекватным диалогу, стало современное искусство.

Кураторы «Гаража» пригласили четырех своих посетителей с разными формами инвалидности принять участие в выборе и комментировании арт-объектов, которые в итоге составили экспозицию под названием «Единомышленники».

Идею, вложенную в это слово, пояснила куратор выставки, координатор инклюзивных проектов «Гаража» Мария Сарычева:

— Название выставки отражает нашу главную позицию. Мы не приводим точки зрения к общему знаменателю. Единомышленниками мы становимся в процессе создания одного общего проекта. Мы объединяем людей через этот процесс, предоставляя слово каждому из участников. И мы сразу договорились о том, что этот проект не должен быть образовательной программой. Мы взаимодействуем с нашими «единомышленниками», не поучая, а вовлекая их в коммуникацию. 

Искусство с неограниченными возможностями

Экспонаты, взятые из частных московских коллекций, апеллируют к разным органам чувств и формам восприятия, что позволяет прикоснуться к искусству всем вне зависимости от физических особенностей.

Так, например, видеоарт Мелвина Моти «Музей закрыт» может быть в равной степени понятен и незрячим, и неслышащим посетителям. На экране всё время показывается статичный кадр: пустой зал с высокими окнами. А голос за кадром произносит монолог экскурсовода.

В основе мини-фильма — реальные события. Сотрудник Эрмитажа Павел Губчевский был хранителем музея в 1942–1943 годах и в благодарность за помощь с эвакуацией шедевров рассказывал солдатам о произведениях искусства, большинство из которых увидеть было невозможно — остались только пустые рамы.

Описание отсутствующих полотен «рифмуется» с практически отсутствующим видеорядом, а в контексте выставки — еще и с восприятием живописи незрячими, ведь зритель фильма фактически оказывается на их месте. Но и неслышащие любители искусства ничего не потеряют: весь монолог субтитрован.

Тема текста стала одной из сквозных на выставке. Текст трактуется как универсальный язык, который, однако, может встраиваться в визуальные и звуковые образы. На двухметровом полотне «Заклейменная» Дженни Савиль изображена немолодая обнаженная женщина — явная аллюзия на знаменитую работу Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит». Но если приглядеться, то видно, что на поверхность живописного слоя нанесены слова: «маленькая», «декоративная», «хрупкая». Подтекст понятен: это те качества, которые мужчины традиционно ждут от женщин.

Еще одна феминистская работа — вязаное полотно «Сделано в ФРГ». Художница Розмари Трокель пытается снять ярлык «женского рукоделия» с вязания (это ее фирменный прием) и перевести его в разряд арт-практик. Многократно повторенная фраза Made in Western Germany подчеркивает сходство картины с предметом одежды.

Ориентация на текст, вполне логичная в условиях проекта «Единомышленники» (так или иначе текст доступен почти всем людям с особенностями), невольно обнажает общую проблему contemporary art: читать о нем зачастую интереснее, чем смотреть сами работы.

Впрочем, для тех объектов, где визуальный образ является всё-таки главенствующим, на выставке были сделаны силиконовые рельефные дубликаты в миниатюре — осязая их, незрячие посетители могут составить свое представление о произведении.

 Выставка продлится до 9 сентября.

Комментарии
Прямой эфир