Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Красноярском крае задержали работников за кражу более тонны металла
Мир
Захарова сообщила о признаках теракта во взрыве у генконсульства РФ в Марселе
Мир
Польша потратила предназначенные для Украины €91 млн ЕС
Мир
В Евросоюзе утвердили 16-й пакет санкций против России
Мир
Австралия ввела новый пакет санкций в отношении 70 физлиц и 79 юрлиц из РФ
Происшествия
Промышленный цех загорелся на площади более 650 кв. м во Владимирской области
Общество
Мишустин заявил, что пособие на ребенка не будут учитывать при оценке нуждаемости
Армия
Минобороны сообщило о 22 уничтоженных БПЛА над регионами РФ
Мир
СМИ сообщили о взрыве рядом с генконсульством РФ в Марселе
Происшествия
Три мирных жителя пострадали после обстрела Горловки со стороны ВСУ
Мир
Рябков заявил об опасности прекращения огня на Украине без устранения первопричин
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал об отправке на передовую из части ПВО обманом
Мир
Economist предрек Украине «сотни лет» долговых обязательств по сделке с минералами
Мир
СМИ узнали о намерении Макрона и Стармера отговорить Трампа от переговоров с РФ
Мир
Более 80 жителей Британии скончались из-за применения «Оземпика»
Армия
Бойцы Росгвардии уничтожили укрытие боевиков ВФУ в курском приграничье
Общество
ФАС выдала предупреждение РЖД

20 лет без Курехина

В академическом концертном зале почтили память неакадемического музыканта
32
20 лет без Курехина
Фото: Лиана Даренская
Выделить главное
Вкл
Выкл

В день 20-летия со дня смерти композитора, импровизатора, актера и мистификатора Сергея Курехина на сцену Большого зала консерватории вышли дирижер и скрипач Алексей Айги, ансамбль 4’33’’ и оркестр Ad Libitum. А также участники легендарного перфоманса «Поп-механика», ныне гордость отечественного джаза — Сергей Летов (саксофон), Вячеслав Гайворонский (труба), Владимир Волков (контрабас), Алексей Круглов (саксофон), Александр Александров (фагот). Вокальные партии исполнили Екатерина Кичигина и Марина Капура.

Прозвучавшая в этот вечер программа «Курехин next» (первое исполнение — в год 60-летия со дня рождения музыканта ) заслуживает внимания и как концертное событие, и как художественная провокация  во вполне курехинском духе. 
 

В самом деле — в афише значится музыка Курехина, созданная в том числе к  «Поп-механике» и кинофильмам, но по сей день не найдено ни одной записанной им ноты. То есть нотацию он, конечно, делал и, говорят, даже партии музыкантам расписывал, но относился к ней (нотации) без обычного композиторского пиетета — не собирал и не хранил.  Не предполагал, что кто-то где-то сыграет его произведения — процесс творческого созидания  был первичен, а об интерпретации он, любивший хлесткое слово, отзывался как о проблеме «второго, третьего, пятого и десятого уровня». 
 

Алексей Айги, решивший подарить курехинские бурлески коллегам-артистам, со всей ответственностью занялся этим самым «десятым» уровнем. 
Воссоздал композиции Курехина с треков (благо, Капитан, как называли его друзья, много записывался), а киномузыку «выбрал» из фрагментов фильмов, освободив ее от наслоений в виде шумов и голосов актеров. 

Курехин в представлении Айги выглядит последовательным минималистом (в основу сочинения кладется короткий емкий мотив), виртуозным мастером инструментовки (с каждым повторением мотив расцвечивается новыми оркестровыми красками), сторонником всеобъемлющей динамизации (из «зерна» за считаные минуты вырастает полнозвучное «дерево») и инструментального театра. За последний отвечают друзья-соратники Курехина, импровизирующие с нескрываемым наслаждением, и сам Айги, вносящий лепту в общее дело скрипичными соло. 

Есть в мультимедийном перфомансе (так определен жанр проекта) и сам Курехин — в виде проекции на трубах консерваторского органа. Изображение двоится и троится, но это «по-курехински», объясняют знатоки. На сцене Капитана изображает Айги. Прыжки и кульбиты, на которые горазд дирижер, входили в репертуар «Поп-механики».

— Рад, что люди, близко знавшие Сергея, работавшие с ним, высоко оценили проект, — сказал Алексей Айги «Известиям» накануне концерта. — Его неигранной музыки остается еще много, но и работы много — расшифровка, оркестровка...

В БЗК как раз прозвучала ранее не игранная «Воробьиная оратория» с увлекательной, как и у всех курехинских проектов, предысторией. В 1992 году Капитан озаботился проблемой вымирания воробьев — о ней ему рассказал один норвежский эколог. Зимой 1993-го в студии «Ленфильма» ансамбль под руководством Курехина записал шесть композиций, вдохновленных «Временами года» Вивальди, но превзошедших их по части имитации птичьего пения. Там же в студии была найдена юная вокалистка Марина Капура. В ранге фолк-звезды и во фраке с эполетами (привет любимому костюму Капитана) она солировала в возрожденной оратории, сорвав заслуженную овацию. 

Ну а самого восторженного отклика ожидаемо удостоилась самая известная кинокомпозиция Курехина — из «Господина оформителя». Тем, кто еще не видел эстетский фильм режиссера Олега Тепцова с Виктором Авиловым и Михаилом Казаковым в главных ролях, советую восполнить пробел — без этого лирического триллера впечатление о Курехине, мастере завораживающей атмосферы, будет неполным. 

Справка «Известий»

Сергей Курехин (1954–1996) — композитор, актер, политик,  шоумен, создатель мультимедийного перфоманс-проекта «Поп-механика» и музыки к более чем 20 фильмам. В Петербурге ежегодно проходит фестиваль SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival). Действует Центр современного искусства имени Курехина, который ежегодно вручает премию его имени — за достижения  в широком спектре современного искусства. Изданы и переизданы практически все записи музыканта — как студийные, так и концертные.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением