Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Грузии раскритиковали участие глав МИД Исландии, Литвы и Эстонии в митинге
Мир
Хуснуллин назвал стратегическим сотрудничество РФ и мусульманских стран
Экономика
Силуанов назвал развитие расчетов РФ и КНР в нацвалютах следствием действий Запада
Армия
Шойгу заявил о наступлении ВС России на всех направлениях в зоне СВО
Общество
Глава Крыма Аксенов поблагодарил ФСБ за предотвращение теракта в регионе
Общество
Синоптики спрогнозировали в Москве до +20 градусов и небольшой дождь 16 мая
Происшествия
Система ПВО сбила украинский БПЛА над территорией Белгородской области
Мир
Полиция обвинила стрелявшего в премьера Словакии в попытке убийства
Политика
Путин заявил о постоянном совершенствовании партнерства России и Китая
Общество
Эксперты предложили Минпросвещения вернуть в школы оценку за поведение
Мир
Путин и Си Цзиньпин приняли заявление об углублении партнерства
Мир
Лавров назвал китайский план по Украине наиболее реалистичным
Мир
Париж обвинил Баку в беспорядках в Новой Каледонии
Происшествия
Посол Норвегии толкнул корреспондента «Известий» Артура Ишпулатова в Москве
Армия
Российские средства ПВО сбили три украинских МиГ-29 за сутки
Общество
Российский художник Сергей Андрияка умер на 66-м году жизни
Мир
В Сербии задержали мужчину за угрозы президенту Вучичу

«На дне Балтики лежат больше 200 кораблей»

Директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко — об уникальном центре подводной археологии, где в специальные «аквариумы» поместят части затонувших судов
0
«На дне Балтики лежат больше 200 кораблей»
Фото из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Через несколько лет в пригороде Петербурга Кронштадте должен появиться музейный комплекс, не имеющий аналогов в мире. Основой станет Петровский док — гидротехнический комплекс площадью 58 тыс. кв. м, построенный по проекту Петра I. Первый российский император в свое время придумал использовать для быстрого осушения дока рельеф местности. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн, откуда перекачивалась обратно в залив. Это позволяло за сутки слить воду и приступить к ремонту судна. 

А благодаря тому что док с самого начала был задуман в размерах, значительно превышающих габариты судов, строившихся в XVIII веке, он дожил до наших дней и вплоть до 2006 года использовался по прямому назначению. Затем военные передали док Санкт-Петербургу под оперативное управление Музея истории Кронштадта. И из-за того, что док ни разу не реставрировался, сейчас сооружение находится далеко не в лучшем состоянии. 

Но уже появились масштабные планы по приспособления дока под музей подводной археологии. В конце июня Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга одобрил соответствующую архитектурную концепцию. Согласно концепции института «Ленпроектреставрация», Петровский док будет сохранен как объект культурного наследия, а также как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.

«На дне Балтики лежат больше 200 кораблей»

Планируется, что док будет отреставрирован, после чего в нем будут сооружены специальные камеры, разделяющие его на секции. Сверху он будет покрыт стеклянным куполом, чтобы сохранить его непогоды. В пространстве дока разместят останки крупногабаритных затонувших кораблей, а также объекты меньших масштабов непосредственно в водной среде, что обеспечит их сохранность. Такая концепция представления экспонатов уникальна. 

«На дне Балтики лежат больше 200 кораблей»

Подробнее о глобальных планах, связанных с будущим Петровского дока, корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину рассказал директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко.

— Евгений Григорьевич, что в итоге появится в Кронштадте?

— Речь идет о целом комплексе, сочетающем в себе музей подводной археологии, центр подводных исследований, центр морской истории. «Центр подводной археологии» будет включать  исследовательские, реставрационные и консервационные подразделения. Также будут созданы учебные классы, конференц-зал, лаборатория, библиотека.

— Откуда будут браться экспонату для музея подводной археологии? 

— Какие конкретно там будут корабли, я пока сказать не готов. Но на дне Балтики сейчас лежат больше 200 различных кораблей, известных археологам. Корабли в разном состоянии, и от этого тоже будет зависеть, какие из них в конце концов попадут в экспозицию, а какие нет. 

— То есть, это будет такой гигантский аквариум, где вместо рыб посетители будут видеть старинные затонувшие корабли. Сколько всего кораблей или, по крайней мере, их частей сможет одновременно экспонироваться в музее? 

— Вы имеете в виду количество отдельных «камер» внутри дока? Их может быть пять или шесть.

— Сколько кораблей будет поднято со дна моря? 

— Целиком не поднимут ни один корабль. Где-то частично — борт, частично — днище и т.д. Для подобных объектов нужна консервация — в воздушной среде они очень быстро разрушаются. А балтийская вода как раз служит прекрасным консервантом, благодаря которому корабли благополучно могут лежать на дне не одно десятилетие и даже столетие. Наконец, это слишком крупногабаритные предметы. И на сегодняшний день нет настолько эффективных технологий, чтобы поднять целый корабль и законсервировать его, чтобы он не разрушался.

— А как же знаменитый корабль Vasa в Стокгольме? Посмотреть на старинный шведский корабль приезжают миллионы туристов.

— Да, попытки такой консервации были. Но на том же Vasa больше половины — новодел. Разрушение всёравно идет, и пока это нерешенная проблема. Даже невооруженным глазом видно, где там старое дерево, а где новое. Носовая часть, например, изъедена жучком, она старая. А борта светлые — это уже новодел.

— Какой же выход?

— Мы планируем экспонировать части затонувших кораблей непосредственно в воде. И это уникальная технология. Ни в Швеции, нигде в мире такого больше нет. По примеру океанариума там будут проходить большие акриловые трубы, через которые, как в галерее, на разных высотах, посетители смогут наблюдать разные части, детали затонувших кораблей и другие артефакты. 

— Чем будут заниматься центр подводных исследований и центр морской истории?

— Центр подводных исследований уже существует при Русском географическом обществе. Он организует экспедиции на подводные объекты, и когда они что-то поднимают со дна, передают нам. Мы уже экспонируем эти находки. А в центре морской истории будут изучать найденные подводные предметы, у центра будут свой архив, библиотека. Основная тема исследований — Балтийское море, где, когда и какие затонули корабли.

— Когда будет открыт центр подводной археологии?

— В этом году уже выделены деньги на покос растительности в доке. За годы, пока он не эксплуатировался, там все сильно заросло. Также до конца года надеемся провести обследование дока. Когда обследование закончится, станет понятно, в каком он состоянии, в каком состоянии инженерные коммуникации дока. И мы сможем перейти к проектированию, составлению сметы на реставрацию и т.д. До 2018 года проектирование, скорее всего,  будет завершено. И сразу же можно будет начать реставрационные работы.

«На дне Балтики лежат больше 200 кораблей»

Если все пройдет благополучно, то завершиться все работы могут в 2022 году. Хотя эта цифра пока еще очень ориентировочная. Во всяком случае, раньше 2022 года музей вряд ли будет открыт. Части кораблей не могут быть подняты со дна моря, пока все остальное не будет отреставрировано, построено, пока над доком не будет воздвигнут купол. Потом док нужно будет заполнить водой. И уже после этого можно будет приступать к операции по заводу внутрь части первого корабля. Всё очень непросто.

Комментарии
Прямой эфир