Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Патриарх Кирилл поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Мир
Politico узнала о выделении Байденом военной помощи Гаити на $60 млн
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и порывистый ветер в Москве 5 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Армия
Рота под командованием младшего лейтенанта Киприна сорвала атаку ВСУ
Мир
Макрон заявил о необходимости сохранять возможность переговоров с Россией
Общество
Спасший сослуживцев в зоне СВО Михаил Васильев удостоен звания Героя России посмертно
Общество
СК возбудил дело после повреждения мемориала «Погибшим солдатам» в Ленобласти
Мир
Потомки ветеранов Великой Отечественной войны провели в их память шествие в Нью-Йорке
Мир
В Аргентине свыше сотни людей вышли на акцию «Бессмертный полк»
Происшествия
МЧС сообщило о ликвидации пожара на складе в Симферополе площадью 1 тыс. кв. м
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Армия
Специалисты МТО подготовили к Пасхе десятки тысяч куличей и яиц для бойцов ВС РФ
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Армия
«Народный фронт» доставил бойцам ВС РФ пасхальные куличи

«Кто не хочет диалога, пусть выходит из него»

Глава группы «Москва–Каир» — о причинах затягивания переговоров в Женеве, новых американских инициативах по Сирии и перспективах урегулирования кризиса
0
«Кто не хочет диалога, пусть выходит из него»
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov

Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава сирийской оппозиционной группы «Москва–Каир» на переговорах в Женеве Кадри Джамиль рассказал корреспонденту «Известий» Андрею Онтикову о своем видении причин пробуксовки межсирийского диалога, оценил новые американские инициативы по Сирии и перспективы урегулирования конфликта в стране.

— Предыдущий раунд переговоров в Женеве завершился в апреле. С тех пор их участники больше не собирались для обсуждения перспектив урегулирования. В чем вы видите причины задержки возобновления диалога?

— Задержка связана прежде всего с той позицией, которую занимает «эр-риядская группа» и ее спонсоры. Видимо, они недовольны резолюцией Совета Безопасности ООН № 2254 (принята 18 декабря 2015 года и предусматривает проведение переговоров между сирийским правительством и оппозицией, итогом чего должно стать принятие новой конституции и проведение всеобщих выборов в течение 18 месяцев. — «Известия») и пытаются сорвать ее выполнение. В частности, с их стороны звучат заявления о необходимости пересмотра стратегии решения сирийского кризиса. А это означает пересмотр решений Совбеза, которые, к слову, отражают согласованную позицию ведущих игроков в регионе. Такого рода заявления свидетельствуют о желании вновь загнать урегулирование конфликта в тупик и уничтожить прогресс, который ранее был достигнут. Я считаю, что стратегия преодоления сирийского кризиса уже разработана, и ее надо придерживаться. Кто этого делать не хочет, тот пусть выходит из переговоров. Не нужно занимать двуличную позицию, с одной стороны выражая готовность договариваться, а с другой — саботируя переговорный процесс.

— Представители России ранее заявляли, что, если «эр-риядская группа» бойкотирует переговоры, договариваться будут без нее. Как вы считаете, есть ли возможность достичь урегулирования сирийского конфликта без этого объединения?

— Разумеется. Есть оппозиция, которая представлена различными объединениями и готова договариваться. «Эр-риядская группа» представляет лишь ее часть, хотя некоторые СМИ и пытаются представить ее как единственного представителя сирийской оппозиции. Так что отсутствие одной составляющей не сорвет переговоров.

— Вы сказали, что ход переговоров саботирует не только «эр-риядская группа», но и те, кто стоят за ней. Надо думать, вы имели в виду прежде всего США. Вместе с тем ранее казалось, что позиции Вашингтона и Москвы стали сближаться. Однако, как выясняется, такого процесса фактически не было. Как бы вы прокомментировали это?

— США говорят, что они не имеют влияния на вооруженные формирования, которые сотрудничают с террористами из группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ. — «Известия»). Но, разумеется, это не соответствует действительности. США через своих союзников в лице Турции и Саудовской Аравии оказывают влияние на ситуацию на поле боя и пытаются ее изменить, что дало бы им козыри в переговорном процессе. Одновременно они тормозят политическое урегулирование и выполнение резолюции Совбеза № 2254. Я считаю, что в нынешней ситуации США имело бы смысл, наоборот, ускорить политическое разрешение конфликта, поскольку ставка на изменение расклада сил и решение кризиса военным путем у них не сработает. Ситуация на поле боя для оппозиционных вооруженных формирований складывается не лучшим образом, и чем дольше тянут в Вашингтоне, тем меньше они получат политических дивидендов от переговорного процесса.

— Сообщается, что в ходе визита в Москву, который начнется 14 июля, госсекретарь Джон Керри привезет новый план по координации действий России и США в Сирии. Ожидаете ли вы положительных подвижек в свете этой инициативы?

— Поживем — увидим. Я считаю, что в конце концов американцы должны будут примкнуть к кампании против «Джебхат ан-Нусры» и ее союзников. Это рано или поздно произойдет. Ситуация в Сирии несколько напоминает происходившее до Второй мировой войны, когда отдельные страны Запада долгое время не могли отмежеваться от фашистов и начать с ними бороться.

— В конце мая, то есть после завершения последнего раунда переговоров, советник «эр-риядской группы» Яхья Ариди заявил о готовности объединиться с группой «Москва–Каир» в единую делегацию на переговорах. Как вы относитесь к этой идее?

— Такое заявление действительно прозвучало, но Ариди отметил и то, что «эр-риядская группа» готова объединиться, если мы примем их программу. Я ответил ему, что побежденный не может ставить условия. «Эр-риядская группа» в политическом плане уже потерпела поражение. Она настаивает на уходе Башара Асада до начала переходного периода, но такого рода требование уже в принципе не может выдвигаться. Вместе с тем наше мнение таково: на переговорах должна работать единая делегация оппозиции, в которой будут находиться представители всех заинтересованных групп.

— Сергей Лавров заявил, что спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура «отлынивает» от своих обязанностей. Согласны ли вы с такой оценкой?

— Формально согласен. С юридической точки зрения именно де Мистура должен определять даты проведения переговоров и обозначать повестку дня. В то же время он не может ничего сделать, пока нет консенсуса между всеми членами Международной группы поддержки Сирии. Таким образом, он должен максимально способствовать достижению этого консенсуса. Если разногласия удастся преодолеть, это позволит передать инициативу в руки сирийцев. А пока имеет место внешнее вмешательство, пока остается открытой граница с Турцией и боевики проникают на сирийскую территорию, говорить о политическом урегулировании очень сложно.

— Как в целом вы оцениваете перспективы урегулирования? Шансы на достижение примирения сохраняются?

— Иного способа разрешить сирийский кризис, кроме как политическим путем, нет. Пятилетний опыт вооруженных столкновений показал, что военными методами урегулировать конфликт невозможно. Если кто-то думает иначе, он питает иллюзии. Продолжение кризиса может привести к развалу Сирии и исчезновению страны с политической карты. А потому сейчас важно сделать так, чтобы победила не какая-то из сторон, а все сирийцы.

Комментарии
Прямой эфир