Саммит НАТО в Варшаве сами атлантисты называют историческим событием, имеющим «большое значение для предотвращения конфликтов и войн».
Подкрадываясь со своей военной инфраструктурой ближе и ближе к сердцу России, к ее крупнейшим городам, промышленным и военным центрам, натовцы перешагивают, пусть и небольшими, пробными шагами, «красные линии», определенные соглашениями между Россией и НАТО.
Они как бы зондируют почву, шагая по минному полю: стерпит ли Москва новые посягательства на ее безопасность? Что будет, если проигнорировать ее многократные призывы не допускать провокаций? При этом громко работает машина увещевания и убаюкивания российского и мирового общественного мнения: «Альянс не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России», НАТО «продолжает рассчитывать на конструктивное сотрудничество с Россией».
Правда, при этом делается весьма красноречивая оговорка — «как только действия России сделают этот диалог возможным». Эта оговорка делает бессмысленными все заверения о готовности к диалогу. Ведь условием для него выдвигается наш отказ от Крыма и полный «слив» Донбасса.
Вместе с тем более глубокий анализ принятых в Варшаве документов и сделанных на саммите заявлений приводит к ряду любопытных выводов.
Сегодня НАТО активизирует свою деятельность, направленную против наших соотечественников в Прибалтике.
Мы должны осознать, что речь идет о хорошо подготовленном втором после Украины акте агрессии против Русского мира — этой многовековой цивилизационной общности, сложившейся на пространстве Восточной Европы и Северной Азии.
В Брюсселе отказываются услышать мнение нашего президента о том, что русский народ стал крупнейшим разделенным народом в мире. Там глухи к призывам прекратить массовые нарушения прав русскоязычного сообщества в Латвии и Эстонии. При этом их реально пугает прецедент Крыма, ставший катализатором сплочения Русского мира.
На прошедшем натовском саммите не только в очередной раз закрыли глаза на вопиющие факты попрания базисных прав коренного русского и русскоязычного населения, проживающего на постсоветском пространстве, в том числе в прибалтийских странах НАТО, но и решили ввести в эти страны свои войска, чтобы деморализовать и сломить волю подвергнутой дискриминации части Русского мира. Напомню, что в Латвии и Эстонии около трети населения — наши соотечественники. Сотни тысяч из них лишены основных гражданских, политических, экономических, социальных прав и получили статус так называемых неграждан.
К 2017 году вопреки европейским конвенциям, регулирующим права национальных меньшинств, будет практически уничтожена система образования на русском языке, который не признается региональным даже в местах компактного проживания русскоязычного населения. По критериям ОБСЕ и Европейского союза, в Латвии и Эстонии насчитывается около 70 пунктов массовых нарушений их гражданских прав. Даже, мягко говоря, не слишком симпатизирующая России американская пресса отмечает, что «если бы страны НАТО действительно были заинтересованы в сохранении стабильности в Прибалтике, то вместо отправки туда боевых подразделений они сконцентрировались бы на таких вопросах, как отношение местных властей к русскоязычному населению и эффективной интеграции национальных меньшинств».
На этом фоне по меньшей мере смешными выглядят утверждения о «дискриминации крымских татар», содержащиеся в Варшавской декларации НАТО. Крымско-татарская община составляет 13–14% от общего числа населения полуострова. И не стоит забывать, что крымские татары получили самые широкие права только после возвращения Крыма в Россию. Наряду с русским и украинским крымско-татарский язык признан одним из трех официальных языков республики. На нем ведется преподавание на всех ступенях образования — от дошкольного до высшего; издаются многочисленные печатные издания, работают теле- и радиоканалы на крымско-татарском языке. В Крыму действуют сотни мечетей. Начинается проектирование и строительство храмовой мечети в Симферополе. Выделены миллиарды рублей на восстановление материальных прав депортированных в годы Великой Отечественной войны крымских татар. Во всех органах власти на самых высоких постах работают крымские татары.
Если бы НАТО заставила собственных членов — Латвию и Эстонию — предоставить нашим соотечественникам такие же права, которые получили татары Крыма, «русского вопроса» в Прибалтике не было бы.
Для России ввод войск НАТО в Прибалтику — не просто испытание на прочность. Это попытка дискредитации одной из самых притягательных исторических черт нашего государства — способности защищать своих собратьев. Ведь говорят же, что «русские своих не бросают».
Таким образом, «маленькие» натовские контингенты являются большой геополитической провокацией, двойным вызовом — как для основ безопасности России, так и для сохранения, сбережения нашего Русского мира. В этой связи не стоит забывать о некоторых американских экспертах, которые со страниц солидных изданий предупреждают, что «начав подготовку к войне с Россией, Соединенные Штаты и НАТО запустили в действие силы, которые в конечном итоге могут привести именно к такому результату».
Из всего изложенного напрашивается вывод: по мере приближения к президентским выборам в России в 2018 году агрессивность наших западных «партнеров» будет нарастать не только в отношении нашей страны, но и всего Русского мира. Не исключено, что нам придется пройти через новую версию «карибского кризиса». В этой связи коллективный Запад должен знать, что все варианты ответов, не только военных и политических, но и планы мобилизационной экономики у нас наготове. Ждать, пока какая-нибудь очередная «Анаконда-2017» начнет нас душить, Русский мир не станет.
Автор — заместитель председателя президиума РАМС, заместитель председателя Совета министров Республики Крым – постоянный представитель Республики Крым при президенте РФ