Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Мир
В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Глава Airbus сообщил о возможности истребителей Eurofighter стать носителями Taurus
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Гражданина Украины задержали в Северной Осетии по подозрению в шпионаже
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Общество
В Госдуме назвали неуместными споры вокруг ВПШ им. Ильина
Общество
Власти сообщили о возобновившемся росте воды в Кургане

Анкара предпочла Москву Вашингтону

Последние заявления и действия турецкого руководства, последовавшие после попытки переворота в стране, говорят о переоценке внешнеполитических приоритетов
0
Анкара предпочла Москву Вашингтону
Фото: Murat Cetinmuhurdar/Presidential Palace/Handout via REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Запрос об экстрадиции исламского оппозиционера Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого Анкарой в попытке переворота в республике, а также арест двух пилотов, сбивших российский Су-24 в ноябре 2015 в Сирии, говорят о намерении турецкого руководства отдалиться от США и сблизиться с Россией. Такое мнение «Известям» высказал директор информационно-аналитического центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов.

— Реджеп Тайип Эрдоган использует Гюлена для тактического охлаждения отношений с США. Таким образом он пытается укрепить отношения с Россией, Ираном, Азербайджаном и Казахстаном и откровенно шантажирует Запад. Проблема состоит в том, что оторваться от США, ЕС и НАТО Турции будет очень нелегко, поскольку контакты с ними довольно крепки. Кроме того, Запад, видя, что турецкий лидер ведет себя с претензией на самостоятельность, может ввести санкции, осложнив тем самым экономическую ситуацию в Турции, либо начать разыгрывать курдскую карту, сделав ставку на Рабочую партию Курдистана. То есть впереди может ждать серьезная геополитическая схватка, — сказал Станислав Тарасов.

По словам эксперта, сейчас вопрос заключается в том, как поведет себя Россия. Какие-то предварительные выводы по этому поводу можно будет сделать после встречи Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом, которая намечена на начало августа. И конечно же, все зависит от того, какую политику станет проводить турецкий президент. Если он будет последовательно ослаблять отношения с Западом, то с российской стороны он встретит поддержку. Если же речь пойдет лишь о тактических маневрах, то и относиться к нему Москва будет соответствующим образом.

Эрдоган в интервью американской телекомпании CNN 19 июля выразил надежду, что США выполнят свои обязательства в соответствии с договоренностью о выдаче преступников и согласятся на экстрадицию Гюлена.

— Когда вы просите об экстрадиции кого-либо, я подчиняюсь, ведь вы — мой стратегический партнер. Я руководствуюсь этим принципом, однако вы — нет. Конечно, в таких вещах должна быть обоюдность, — подчеркнул президент Турции.

При этом, как заявил 18 июля премьер-министр Бинали Йылдырым, в случае отказа в экстрадиции Гюлена турецкое руководство может пересмотреть свои отношения с Вашингтоном.

— Я говорю руководству США — здесь есть глобальная угроза, попытка свергнуть законный режим, указания уничтожить народную волю в стране. Никакой религии и религиозных ценностей тут нет. Какие им еще нужны доказательства? Если, несмотря на всё это, наши друзья по-прежнему будут требовать доказательств, то прошу прощения, но мы будем очень огорчены и на повестку дня может прийти необходимость пересмотреть нашу дружбу, — сказал Йылдырым.

В США между тем заявили о готовности рассмотреть запрос об экстрадиции Гюлена, правда, дав понять, что это едва ли произойдет. 

Как отметил в беседе с «Известиями» обозреватель журнала «Международная жизнь» Сергей Филатов, полностью исключать вариант экстрадиции Гюлена нельзя.

— США сдали Муамара Каддафи, Саддама Хусейна и Хосни Мубарака. Будучи заинтересованными в хаотизации Турции, они сделают всё, чтобы добиться своих целей. Гюлена поддерживает большое количество людей. Если его передадут Турции, эти люди пойдут на улицу защищать своего лидера и идеолога. Как бы то ни было, американцы будут раскачивать ситуацию. К слову, Россия отменила все чартеры в Турцию. То есть у нас есть представление, что в перспективе ситуация там может быть нестабильной. К тому же свое слово пока еще не сказали курды, — подчеркнул Сергей Филатов.

Собеседник «Известий» также обратил внимание на заявление пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, который днем ранее указал на нестабильность ситуации в ряде соседних государств. Таким образом, стратегия Москвы будет направлена на стабилизацию обстановки у своих границ.

Между тем Реджеп Эрдоган в ночь на 19 июля позвонил иранскому президенту Хасану Роухани и выразил готовность сотрудничать как с Тегераном, так и с Москвой.

«Мы сегодня больше чем прежде полны решимости рука об руку с Ираном и Россией, во взаимодействии с ними способствовать решению региональных проблем и намерены активизировать усилия по возвращению мира и стабильности в регион», — процитировало слова турецкого лидера иранское агентство IRNA.

Как считает научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев, всё это говорит о желании Турции сблизиться с Россией.

— Говорить о кардинальной смене внешнеполитического курса Турции и переориентации ее на Россию и Восток пока рановато, но перемены будут. Желание расширить сотрудничество наблюдается. Но насколько серьезны и искренни эти намерения, судить сложно, поскольку Турция является членом НАТО и имеет определенные обязательства перед Вашингтоном. В то же время все предыдущие перевороты были успешными, и происходили они, когда отношения с СССР, а затем и с Россией достигали своего пика. Нынешняя попытка, произошедшая как минимум при согласии Запада, а как максимум — при его активном участии, провалилась. Это может подтолкнуть Реджепа Эрдогана коренным образом пересмотреть свои приоритеты, — заключает Амур Гаджиев.

Комментарии
Прямой эфир