«И гаснет свет» при виде монстра

Новый хоррор «И гаснет свет...» — дебют в большом голливудском кино шведского режиссера Дэвида Ф. Сандберга. Основой картины послужила его же короткометражка, где Сандберг придумал оригинальную подачу некоего зловещего существа, существующего только в темноте: включаешь свет — его нет, выключаешь — оно здесь, смотрит на тебя и с каждым щелчком выключателя оказывается всё ближе.
Сыграв на древнейшем из человеческих страхов — боязни мрака и порожденных им злых существ — Сандберг вытянул свой счастливый билет. Кстати, фильмы ужасов часто доверяют дебютантам — всё-таки не самый дорогостоящий жанр, а изобретательность новичка может помочь картине «выстрелить». Недавний пример — хоррор «Ведьма» Роберта Эггерса (2015), позволивший режиссеру получить работу в более масштабных проектах.
Действительно, Сандберг сэкономил средства студии-производителя, создав своего монстра по старинке: пришелицу из тьмы по имени Диана сыграла каскадерша Алисия Вела-Бейли, а вместо компьютерных новшеств использовали игру света и тени. Получилось куда страшнее, чем самый отталкивающий монстр, созданный при помощи новейших технологий. Еще Хичкок убедительно доказал: лестница, ведущая в подвал в сопровождении зловещей музыки, пугает больше, чем то, что в этом подвале скрывается.
В картине много сложных трюков. Герои вступают в борьбу с «подругой детства» своей матери. Та объявляется только по ночам и никогда не выходит из маминой спальни. Ну разве что в экстренных случаях — когда требуется отправить к праотцам сначала первого мужа мамочки, а потом второго. Чтобы не мешали женской дружбе, начавшейся в лечебнице для людей с психическими расстройствами.
Главную роль воительницы с тьмой исполнила Тереза Палмер, известная по фильмам «Рыцарь кубков», «На гребне волны», «Три девятки». Ее героиня — хрупкая блондинка по имени Ребекка, несмотря на страх темных комнат, вступает в схватку с «подругой», спасая в итоге и мать, и маленького брата.
К сожалению, «И гаснет свет...» страдает недостатком многих современных «ужастиков»: картина не дает мало-мальски приемлемого объяснения, что за существо Диана. «Я ничего не знаю. У меня нет ответа», — говорит Ребекка своему бойфренду, когда тот пытается выяснить, каким образом миражу из мрака удалось пролить настоящую кровь. Видимо, нет ответа на этот вопрос и у авторов картины. Фильму отчаянно не хватает истории: без внятного сюжета смотреть, как герои блуждают по подвалам, скучно, даже несмотря на хоррор-эффекты.
Затянутость и предсказуемость ленты портят впечатление от интригующего начала, но в целом любители жанра останутся довольны: лучше не самый удачный оригинальный фильм, чем очередная часть бесконечной франшизы.