В 2016 появится единая система оплаты проезда по коммерческим трассам

Чуть больше месяца остается до международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог России», проводимой Росавтодором в Петербурге 7-9 сентября. Но уже сейчас известно, о чем будут говорить специалисты » о развитии интеллектуальной составляющей дорог, технологическом отставании России в этой сфере и положительном опыте нескольких регионов, которые раньше других поняли, что без ИТС жить нельзя. А также об автомобилях-беспилотниках и внедрении универсальной системы оплаты проезда на платных трассах.
«Известия» выяснили, что изменится на дорогах России после конференции.
Как сообщили представители одного из организаторов мероприятия — «Автодор –ТП», один из круглых столов будет посвящен интероперабельности (совместимости) электронных средств регистрации проезда. О чем именно пойдет речь, «Известиям» рассказал один из спикеров, директор ООО «Новое качество дорог» Вячеслав Некрасов.
Под интероперабельностью главным образом понимается возможность приема любых электронных средств оплаты проезда, выпущенных разными операторами для разных платных объектов. То есть водитель не должен испытывать никаких неудобств, перемещаясь с одной платной трассы на другую, его «проездной» должен действовать везде. Пока что эта задача не достигнута. В России существует несколько операторов, и о полной совместимости пока речи не идет.
Впрочем, по словам Некрасова, даже в Европе эти процессы до конца не отрегулированы. Но после конференции уже к концу года есть реальный шанс выйти на соглашение об общих моментах взимания платы. Сначала это будет пилотный проект. Но это уже прогресс.
Еще одна дискуссия будет посвящена развитию интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для беспилотных автомобилей. О том, скоро ли на российских дорогах появятся беспилотники, рассказал заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, доктор технических наук Султан Жанказиев.
— По законодательству беспилотных автомобилей в России нет. Но фактически несколько экземпляров подобной техники существует. Так, некоторое время назад автопилот Tesla проехал по Третьему транспортному кольцу Москвы, при ограниченных параметрах автомобильного потока, конечно, — поделился специалист с «Известиями». — В целом сегодня речь нужно вести о том, как Россия будет догонять тот тренд перехода на новый индустриальный уровень обеспечения транспортной доступности, безопасности и удовлетворения спроса людей на комфортные и быстрые перевозки, который задан рядом наиболее развитых стран мира.
И одна из важных составляющих здесь — организация автономного транспортного движения, когда машины могут двигаться по трассе на автопилоте или вообще без пилота. За рубежом эти вещи уже стремительно коммерциализируются и становятся частью нового большого рынка.
В связи с этим Жанказиев очень надеется, что на конференции в Петербурге будут намечены основные шаги по включению России в общемировой процесс, за которыми она пока только наблюдает.
— Итогом мероприятия, я думаю, будут конкретные поручения нашим министерствам и ведомствам, — предполагает он.
При этом, по мнению специалиста, Россия отстает в этом вопросе наряду с большинством других стран мира, и причины у этого отставания есть вполне объективные. Связано оно с тем, что производители подобной беспилотной техники находятся за рубежом. Они долгое время готовились к своему технологическому рывку, а потому оказались впереди.
Если говорить о России, то, по словам Жанказиева, наша страна настолько специфична в плане климата, социальных отношений и законодательства, что просто так производители автомобилей-беспилотников и инфраструктуры для них к нам прийти не смогут. В этом есть свои преимущества для нас.
Они заключаются в том, что Россия может занять доминантную позицию в этом вопросе хотя бы внутри собственной страны и опираться на резидентные компании (зарегистрированные внутри страны) и резидентные разработки. Важно не стать внешним придатком кого бы то ни было, понимая при этом, что технологическое отставание действительно есть и его необходимо наверстывать.
Собеседник «Известий» отметил, что проблема известна и людям, принимающим решения в России. Над внедрением интеллектуальных транспортных систем последние 10 лет активно работают представители таких ведомств, как Минтранс, МВД, Минпромторг и Минобрнауки.
Вячеслав Некрасов добавил, что действительно этим вопросам уделяется в последнее время большое внимание. Но теперь важно перейти от слов к делу, начать реализовывать конкретные программы на практике.
И в этом отношении в стране есть несколько мест, которые могут служить примером для остальных. Это московский регион и Казань.
Так, в Москве и Подмосковье можно уже сейчас видеть пилотные проекты по регулированию транспортных потоков на наиболее загруженных улицах. Одним из образцовых мест применения ИТС можно назвать северный обход Одинцово, где работает система оперативного реагирования на любые изменения внешних условий движения. Так, если метеостанция фиксирует изменение температуры дорожного покрытия, данные автоматически попадают на информационное табло на дороге, а водители оказываются заранее предупреждены не только о том, что нужно сбросить скорость, но и о том, что дорога скользкая, машину может повести, там-то ведутся строительные работы и т.д. О любых изменениях водителю оперативно становится известно.
В целом речь идет о том, что управление дорожным движением должно выйти на новый уровень. А управление транспортными потоками с помощью современных средств должно позволить значительно увеличить интенсивность движения, улучшить экологию, уменьшить число заторов и ДТП.