Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Туризм
Названо самое популярное у россиян направление для перелетов в праздники в мае
Общество
Спасатели МЧС приступили к поисково-спасательным работам на руднике в Приамурье
Мир
FT узнала о намерении ЕС ввести пошлины на зерно из РФ и Белоруссии
Происшествия
ПВО РФ уничтожила девять снарядов РСЗО «Вампир» над Белгородской областью
Мир
СМИ объяснили уверенность КНР в стабильности РФ поздравлением Си Цзиньпина
Общество
Вертолет МЧС эвакуировал в Елизово туристов после схода лавины на Камчатке
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обрушения породы в шахте рудника в Приамурье
Армия
Моряки-подводники отмечают свой профессиональный праздник прямо на учениях
Мир
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели»
Армия
ВС РФ уничтожили базу готовивших теракты в Белгородской области наемников
Мир
Блинкен сообщил об обсуждении с Нигером действий после разрыва соглашений
Туризм
Аэропорт Сочи запросил режим «открытого неба» на три года
Авто
АвтоВАЗ выбрал логотип для новой версии Lada Largus
Экономика
В ФНС спрогнозировали рост поступления налогов в бюджетную систему РФ
Мир
Польский генерал указал на необходимость исчислять потери ВСУ в миллионах

Инновации решают все

Топ-менеджер Евгений Кузнецов — о том, зачем государства инвестируют в новейшие технологии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В экспертном и бизнес-сообществе все чаще приходят к выводу, что экономическое развитие последних десятилетий обеспечивалось главным образом за счет быстрого роста новых высокотехнологичных компаний. Мы видели, как стремительно «взлетали» фирмы, работающие в ИТ-сегменте. И таких компаний много не только в США и Европе, но и в России.

Однако стремительный рост возможен только в том случае, если компании умеют быстро адаптировать свою бизнес-модель под постоянно меняющуюся ситуацию на рынке.

При этом модель их бизнеса кардинально отличается от традиционной рентной, ориентированной, как правило, на торговлю ресурсами, когда миссия компаний сводится фактически к поддержанию и фиксации этой ренты на определенном уровне.

В технологической же сфере, напротив, бизнес растет исключительно на том, что можно условно назвать «рентой первооткрывателя».

Иными словами, предприниматель создает инновационные решения, защищает их патентом. И «снимает сливки» до тех пор, пока другие не смогут разработать конкурентоспособные решения или предложить что-то более совершенное.

Развитые государства уже поняли, что основа их интенсивного роста заключается в максимально широкой государственной поддержке высокотехнологических компаний. Важно создать привлекательные условия, стимулирующие появление таких предприятий, и помогать им расти и развиваться. Ведь успех в глобальной конкуренции обеспечивается не столько за счет поддержания на плаву существующих компаний, сколько благодаря созданию новых.

В этом смысле все наиболее развитые государства вкладывают средства в технологическое и экономическое обновление. Это и понятно. Проще и выгоднее помочь бизнесу создать пять новых технологических компаний, дающих, к примеру, по тысяче рабочих мест, чем поддерживать на плаву одну с тремя тысячами работников. Поэтому ключевыми элементами, которые могут обеспечить глобальную конкурентоспособность современного государства на новых рынках, становятся гибкость и разнообразие форм поддержки быстрорастущих компаний.

Несмотря на всю очевидность этого тезиса, многие развитые страны, обеспечивающие сегодня львиную долю мирового ВВП, далеко не сразу пришли к его пониманию. Изначально большинство из них — в частности, Япония, Бразилия, Китай — делали ставку преимущественно на поддержку национального экспорта. Но уже очень скоро выяснилось, что экспорт легче всего растет именно в новых технологических сегментах, а не в традиционных сферах, где борьба идет главным образом за снижение издержек.

Именно там, где издержки не играют ключевой роли, а ведется борьба за новое качество и новые продукты, проще всего обеспечить как рост самих компаний, так и рост экспорта в целом. Именно поэтому в мировой практике постепенно, но уверенно смещается акцент с господдержки экспорта на развитие технологий, инноваций и создание новых отраслей. Россия в этой области пока в числе догоняющих. Но прогноз, на мой взгляд, весьма оптимистичный.

Существует мнение, что наша главная проблема — это недостаток денег. Но это не так!

Денег в стране достаточно, но, пытаясь получить государственное финансирование, бизнес сталкивается с барьерами. Российским «техногазелям» — так называют быстрорастущие технологические компании — нужна комплексная система мер государственной поддержки, которая должна охватывать не только инструменты финансирования. В первую очередь необходимо создать систему правового нормативного регулирования, адаптированную как раз под технологические проекты и учитывающую их в ряде случаев монопольный статус, а также фактор динамичного роста.

Да, этот принцип нередко противоречит рыночной парадигме, в которой «альфой и омегой» является конкуренция. Но, как ни парадоксально, именно в случае «техногазелей» рыночная конкуренция может «подрубить» основу того, что называется технологической рентой. Иными словами, ситуация, когда та или иная компания, «закрывая» на какое-то время рынок патентами, получает прибыль и не пускает на него конкурентов, должна стать абсолютно легальной. В России же любая технологическая рента пока неизбежно подпадает под пристальное внимание контролирующих органов и превращается в проблему.

Другая «классическая» проблема высокотехнологических компаний — трудности, связанные с получением кредитов без залога. Инновационному бизнесу предпочтительнее получить средства, например, на принципах венчурных инвестиций или проектного финансирования. И эти механизмы в России есть. Но для того, чтобы компании уверенно ими пользовались, необходимо, чтобы эти инструменты поддержки работали и шли им навстречу.

Три года назад мы проводили опрос среди предпринимателей о том, какие барьеры мешают им расти. Первый по значимости барьер, как ни удивительно, заключался в отсутствии информации о том, какие методы поддержки существуют и как ими можно воспользоваться!

Попытки решить эту проблему предпринимаются постоянно. Например, существует ежегодный национальный рейтинг «ТехУспех», в рамках которого мы анализируем высокотехнологичные быстрорастущие компании. Это важно, чтобы понять их проблемы и предложить решения с учетом потребностей конкретного бизнеса. Есть и другие инструменты: МСП Банк (Банк поддержки малого и среднего бизнеса), РЭЦ (Российский экспортный центр), НТИ (Национальная технологическая инициатива).

Теперь пришло время сделать следующий шаг. Сегодня необходимо создать некий единый центр поддержки «технологических газелей». Такая структура могла бы не только информировать, ориентировать предпринимателей, но и вести от их имени диалог с профильными госструктурами. Самоорганизация нужна инновационным компаниям не меньше, чем господдержка. Российские технологические компании торговать умеют, умеют они и выходить на глобальные рынки, но им нужно только помочь перепрыгнуть на следующую орбиту и чтобы на «домашнем» рынке им никто не мешал.

Автор — исполняющий обязанности генерального директора Российской венчурной компании

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир