«Императорская дача возродит культурную жизнь Петергофа»

На территории нижней императорской дачи в Александрии (Петергоф) продолжаются подготовительные работы к масштабному реставрационному проекту. О том, как будет выглядеть жилище Николая II и его семьи, корреспонденту «Известий» рассказал первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП), архитектор, профессор Александр Леонтьев.
— Александр Гаврилович, с чем связана необходимость восстановить дачу Романовых именно сейчас?
— Стремление направить силы на восстановление комплекса Нижней дачи в Александрии усилилось не случайно. Парк Александрия с 1999 года планомерно реставрируется. Первые эскизные предложения по полному восстановлению разрушенных объектов относятся к началу 2000-х годов. Тогда планировалось сделать там музейную экспозицию. Сегодня рассматриваемый участок, на котором находятся сохранившиеся объекты комплекса и руинированные остатки дачи, — последний, где не проводилась мелиорация, не восстанавливался ландшафт.
Когда на территории есть такой объект, как руины, то не решив, что с ними делать, заниматься прилегающей территорией парка нецелесообразно. Да и сохранившиеся элементы кладки постепенно разрушаются: дожди, снега, ветер, лед и солнце делают свое дело, кирпич деструктируется, раствор выветривается, кладка прорастает растениями. Дачу взорвали в 1960-е, то есть полвека уже прошло и медлить нельзя. Мы еще посмотрим, «насладимся» зрелищем руин, а следующее поколение уже не сможет. Ближайший пример — разрушенный в войну петергофский Английский дворец, на месте которого сейчас просто холмик и остатки одинокого простенка с мемориальной доской.
— Какие варианты воссоздания Нижней дачи рассматривались?
— Гипотетически можно было оставить руины, оснастив их лесенками, мостиками и платформами, чтобы было удобно и безопасно обозревать. Но при нашем климате это бессмысленно. И даже навесы на стоечках не помогли бы, ведь дождевая вода и снег будут скапливаться под ними. Более сложный вариант — накрыть руины стеклянными павильонами. Этот вариант подошел бы при климате как на Канарских островах, где круглый год стабильная температура.
Вообще при наших погодных условиях музеефикация объекта под стеклянными конструкциями — огромная проблема и недешевое удовольствие с точки зрения эксплуатации. Зимой внутри конструкции холодно и нужно ее отапливать, иначе всё будет промерзать и покрываться инеем, а летом — такая жаровня, что без кондиционеров пустить туда посетителей невозможно. В общем, без системы обогрева и вентиляции не обойтись. Это может составить гораздо большие финансовые затраты, чем единовременное восстановление в кирпиче.
— Какой же проект принят?
— Проект еще не принят, он находится в процессе разработки, одобрена лишь концепция. Решено восстановить объем здания, используя как сохранившиеся элементы, так и современные материалы. Например, стекло, с которым можно художественно работать. Причем все современные включения будут не завуалированы, а напротив, обозначены и видны. Важно, какой будет общая пространственно-пейзажная композиция с восстановленным силуэтом здания, а также его цветовыми, фактурными и пластическими характеристиками. Ведь Нижняя дача стоит на берегу Финского залива и участвует в формировании ландшафта всего побережья.
С завершением проекта Нижней дачи будет полностью восстановлен исторический ландшафт парка Александрия: его дорожно-тропиночная сеть, ручей, в котором, как обещают гидрологи, и рыба будет водиться. После этого можно будет заняться укреплением обширной береговой линии парка.
— Значит, предполагается, что в облике воссозданной Нижней дачи историческое прошлое встретится с современностью?
— Да, сторонники этой идеи не скрывают, что это не столько сам памятник прошлого, сколько память о памятнике. В ближайшее время начнется разбор завалов. Всё, что будет извлечено, будет атрибутировано и привязано к историческому расположению. Сохранились, например, часть цокольного этажа, часть арки, фрагменты кладки. Все выявленные артефакты займут свои прежние места.
Главное, что сейчас уже ясно, — необходимо сохранение силуэта комплекса. С одной стороны, проект предполагает корректность в отношении парковой среды, а с другой — никто не выдает новые строительные материалы за подлинные. Этот вариант как бы говорит: вот подлинные фрагменты, а вот — восстановленный объем. На этом примере можно будет учить следующие поколения реставраторов.
— Можно ли назвать проект воссоздания Нижней дачи новаторским?
— На коллегии в Москве мы услышали: «Это — прорыв для Петербурга». Ведь для ленинградской реставрационной школы характерно скрупулезное воссоздание памятников («как было»), даже если подлинного материала от них осталось мало. Но надо иметь в виду, что так происходило в исключительных случаях, а в своем подавляющем большинстве это была реставрация с восполнением утраченных или сильно поврежденных элементов убранства. Предполагаемый проект — ноу-хау не только для Петербурга, но и для России в целом. Но я бы говорил не о прорыве, а об эволюции мышления.
— Что будет внутри Нижней дачи?
— Изначальная планировка здания немного изменится, она слишком мелкая для современного использования. Прежние узкие дверные проемы и крохотные помещения грозят столпотворением. Нижняя дача будет использоваться как историко-культурный центр. Логично, что основное здание следует оборудовать лифтом для малоподвижных групп населения и пожарной команды, а в соседнем восстанавливаемом здании кухни будет ресторан для посетителей.
Планируется разместить в здании и мемориальную экспозицию о жизни царской семьи — может быть, с акцентом на судьбе цесаревича Алексея. Он здесь родился, это пространство было свидетелем его страшной болезни. Само расположение и планировка Нижней дачи — словно изолированной от остального мира — свидетельствует о стремлении Николая II оградить семью от посторонних взоров.
— Насколько целесообразно открывать в стенах дачи культурный центр?
— Встречный вопрос: а что в них еще можно разместить? Ведь обратно императорскую семью не поселить…
— Можно было бы воссоздать интерьеры...
— Интерьеры там были со скромной утилитарной отделкой, что характерно для рубежа XIX–XX веков, учитывая особую приватность этого комплекса. Стены — тоже соответственно моде того времени — обвешивались фотографиями. Мебель не сохранилась, за исключением фрагментов или отдельных единиц.
Я поддерживаю мнение, что историко-культурный центр будет оптимальным вариантом. Нижняя дача — самая удаленная точка Александрии. Зимой это глушь и завлечь туда посетителей можно только культурной программой. С другой стороны, летом в Петергофе очень много туристов. По статистике, ГМЗ принимает уже больше 5 млн человек за сезон. Помещений для мероприятий — конференций, лекций, творческих встреч — не хватает. А культурная жизнь самого города Петергофа нельзя сказать, что очень активна, и ее возрождение — интересная и нужная работа.
Также важно вести в этом центре работу с детьми. У Фермерского дворца есть детская крепость с земляным валом — территория, служившая императорским детям для игр и обучения. Там есть детская пожарная каланча, будет восстановлена детская мельница. Вообще идея Александрии — это воспитание в семье, воспитание в культурном пространстве. Этому способствует сама атмосфера парка. И с этой целью он создавался императором Николаем I. Поэтому логично продолжить преемственность именно в этом направлении.
Справка «Известий»
В середине 1880-х годов архитектор Антоний Томишко возвел для наследника престола, будущего Николая II, небольшую дачу в стиле итальянской виллы. Через 10 лет с увеличением царской семьи архитектор реконструировал здание, превратив его в летний дворец. На Нижней даче Николай II и Александра Федоровна провели свое первое супружеское лето. Здесь родились великие княжны Татьяна, Мария и Анастасия и цесаревич Алексей. 17 октября 1905 года в своем кабинете на втором этаже император подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (о созыве законодательной Думы и демократических свободах).
Здесь же была поставлена подпись на манифесте 1914 года — о вступлении России в империалистическую войну. После революции 1917-го Нижняя дача стала музеем, а в конце 1930-х — домом отдыха НКВД. Во время Великой Отечественной войны дворец получил серьезные повреждения. В 1961 году остатки здания были взорваны «для обеспечения безопасности посетителей парка».
Возможность воссоздания императорской дачи рассматривалась с 1980-х годов, но на тот момент у руководства музея были более актуальные задачи —реставрация Большого дворца, Каскада, Коттеджа и Фермерского дворца.