Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Атом во льдах: первый ледокол на Северном полюсе

Ровно 39 лет назад ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса
0
Фото: РИА Новости/ Юрий Лушин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

17 августа 1977 года cоветский атомный ледокол «Арктика» в результате сложнейшей экспедиции достиг Северного полюса и стал первым судном в истории надводного плавания, которому удалось это сделать.

Всего в России и СССР было построено 10 атомных ледоколов, шесть из них относятся к типу «Арктика» (серия проекта 10520). Основной задачей этих ледоколов было обслуживание Северного морского пути, соединяющего Европейскую часть России и Дальний Восток. «Арктики» также использовались для проведения других судов в рамках экспедиций в условиях ледяных северных морей.

26 декабря 1972 года ледокол «Арктика» был спущен на воду, а уже в апреле 1975-го над ним поднялся флаг. Это было настоящее произведение кораблестроительного искусства: судно было рассчитано на 150 человек и около восьми месяцев автономного плавания. Ледокол, помимо служб связи, радиационной безопасности и прочих необходимых для такого объекта подразделений, имел свою инфраструктуру для воздушной ледовой разведки (на судне был свой бортовой вертолет), а также стоматологический и хирургический блоки в медицинской части, клуб-кинозал на 108 мест, спортзал, библиотеку, музыкальный и шахматный салоны, плавательный бассейн, учебный класс, две финские бани, парикмахерскую, фотокаюту и бытовую мастерскую — словом, всё необходимое для комфортного проживания экипажа при длительной оторванности от Большой земли.

Подготовка похода на Северный полюс проходила в Мурманском морском пароходстве, и разработка деталей рейса стала для всех новой сложной задачей. Починка любых поломок становится критически важной, когда речь идет о гигантском судне с ограниченными ресурсами жизнеобеспечения, затертом во льдах.

Обычное число членов экипажа — 150 — в рейсе на Северный полюс возросло до 207 за счет специалистов из разных научных и технических институтов и организаций. Они контролировали исправность всех систем и даже разрабатывали специально для этого похода особые измерительные приборы — например, на расстоянии измеряющие толщину льда.

9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта, а уже через пять дней капитан Юрий Кучиев вывел ледокол в поля многолетних льдов тольщиной в несколько метров. Несколько раз судно заклинивало, а сам процесс пробивания льда напоминал дробление камней из-за поступательных движений ледокола вперед-назад.

Атом во льдах: первый ледокол на Северном полюсе

17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени ледокол «Арктика» достиг точной географической точки Северного полюса — ровно через 450 лет после первой известной попытки (экспедиция Роберта Торна в 1527 году). Членами экипажа на лед была спущена стальная установка для поднятия флага Советского Союза, к которому прикрепили древко от флага экспедиции Седова, который не дошел до полюса. Также на полюсе был оставлен памятный набор: металлическая плита c гербом СССР, капсула с проектом Конституции СССР и текстом гимна и сувенирный штемпель похода, которым проштамповали открытки, письма и фотографии.

Лекодокол «Арктика» был выведен из состава флота в 2008 году, потому что реакторы судна выработали свой ресурс. Теперь ледокол ждет утилизация, полная стоимость которой оценивается в 1,3–2 млрд рублей с выделением средств по федеральной целевой программе.

В 2012 году инициативная группа начала сбор подписей под обращением с просьбой о сохранении этого ледокола в качестве корабля-памятника. Специалисты Полярной комиссии Русского географического общества утверждают, что ядерные реакторы ледокола после некоторых проведенных работ опасности не представляют и судно можно переделать в научно-учебный центр и музей.

Комментарии
Прямой эфир