Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Отложенный восход

Аналитик Юлия Цепляева — о том, что должен делать средний класс в нынешних экономических условиях
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Средний класс и его самочувствие — одна из любимых тем аналитиков, что легко объяснить его важностью для экономики. Средний класс — высокообразованная и высококвалифицированная часть общества, что определяет его ключевую роль в процессе производства товаров и услуг. В то же время средний класс — главный массовый потребитель качественных товаров и услуг, поэтому его потребительские предпочтения тщательно изучаются, под его вкусы подстраиваются производители. Численность среднего класса давно стала критерием оценки экономического и социального развития страны: чем многочисленнее средний класс, тем более устойчивой видится социально-экономическая ситуация в стране.

Кого же стоит отнести к этой социальной группе? Четких определений среднего класса нет, но интуитивно понятно, что это группа между бедными и богатыми. При этом уровень дохода в семьях среднего класса должен быть достаточно высоким, чтобы покрывать не только базовые потребности в еде и одежде, но и обеспечивать некоторый потребительский выбор, а в идеале приближаться к стандартам потребления, принятым в западных странах. В нашей стране это означает, что к среднему классу следует относить семьи с душевым доходом, существенно превышающим средний показатель! Более точные оценки делать трудно из-за некоторой расплывчатости определения самого среднего класса и резких изменений экономического ландшафта в стране. Этот «уровень входа» также существенно зависит от региона — в Москве он примерно в два раза выше, чем по стране в целом. Поэтому кроме доходных характеристик стоит обратить внимание на другие определяющие факторы принадлежности к среднему классу. Непременным атрибутом является высокий уровень образования и социальный статус; умственный, высококвалифицированный труд; владение определенной собственностью из престижного списка (недвижимость, машина, сбережения); и, наконец, самоидентификация. Даже формально богатые люди, продолжая вести образ жизни среднего класса, например, работая по найму, охотно к нему себя относят. А люди с высоким социальным статусом и образованием (врачи, учителя…), как правило, не сомневаются в своей принадлежности к среднему классу, несмотря на недостаточный уровень доходов для поддержания стандартов потребления. А значит, и потребительский выбор, и жизненная стратегия «самоидентифицировавшихся» в средний класс тяготеют к приоритетам среднего класса (например, ценность хорошего образования для детей).

В развитых странах средний класс достаточно многочисленный – к нему относят около 50–70% населения. В 2013 году в России, по оценкам, эта группа достигала 20–25% населения, а на периферии среднего класса находилось еще 15–20%, что укрепляло надежды властей относительно возможности быстрого роста численности среднего класса. Но этим прогнозам не суждено было сбыться. Падение доходов вынуждает население существенно менять структуру потребления. Средний класс уже сократился, а его потребительское поведение все больше напоминает выбор бедных.

Население осознало и признало, что нынешний кризис — это надолго. Согласно опросам «Левада-Центра», подавляющее большинство населения считает, что кризис продлится больше двух лет, а по оценкам Минэкономразвития, доходы россиян и в 2018 году останутся ниже уровня 2014 года. Ответом на этот вызов стало сокращение потребления в принципе, отказ от дорогих товаров в пользу более дешевых аналогов (включая и продукты питания), сокращение расходов на образование, медицинские услуги, отказ от крупных покупок. Для среднего класса эти тенденции выглядели столь же выраженно, как и для других групп населения. Хотя обычно в момент шока доходов средний класс стремится найти дополнительные доходы, подработки, выйти в малый бизнес и прочее, сейчас эта тенденция не выражена. Частично это можно объяснить особенностями структуры российского среднего класса.

В странах Запада основу среднего класса составляют служащие частных компаний, мелкие бизнесмены, врачи, учителя, юристы. Как мы уже упоминали, доходы врачей и учителей у нас в стране не дотягивают до среднего класса, а мелкий бизнес относительно малочисленный в принципе. Основу российского среднего класса, более его 50%, составляют чиновники и служащие государственных компаний, которые напрямую связывают оценки своих жизненных перспектив и благополучия с государством и его политикой. Это естественным образом объясняет отсутствие политического запроса от российского среднего класса на представительство. Интересы его значительной части и так представлены и учтены государством. И значительную часть ответственности и забот за свое будущее благосостояние эта часть среднего класса охотно вручает государству. То есть, если средний класс западных стран экономически независим и самостоятелен, то в нашей стране патерналистский образец доминирует даже в этой группе. В трудную минуту большая часть среднего класса развернулась в сторону государства и ожидает его поддержки.

А ресурсы государства ограниченны. Доходы бюджета изрядно сократились, дефицит бюджета вырос, средств в суверенных фондах все меньше. И восстановление доходов бюджета очень проблематично, если впереди длительный период низких цен на нефть. Это определяет направление адаптации к новой реальности: мы видим это в снижении притязаний и принятых стандартов потребления. Марина Красильникова из «Левада-Центра» называет это снижение притязаний выбором «достойной бедности»: целью становится удовлетворение текущих потребностей, а в остальном — упование на государство и его поддержку, придет она или не придет.

Это мало похоже на стратегию лягушки, которая, попав в крынку со сливками, не утонула, а взбила масло и выбралась. Может быть, стоит ждать со временем оживления предпринимательской активности и роста числа стартапов, которые затеет средний класс, чтобы компенсировать падение доходов и вернуться к более привычному образу жизни. Но пока это не самый вероятный сценарий.

Все мнения

Автор — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка

Комментарии
Прямой эфир