Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Закрыть сирийское досье

Политолог Вячеслав Матузов — о том, смогут ли США выполнить свои обязательства по урегулированию кризиса в Сирии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня исполняется ровно неделя с того дня, как после долгих, многочасовых переговоров российский министр иностранных дел Сергей Лавров и его американский коллега объявили о согласовании пакета из пяти документов по закреплению перемирия в Сирии, обеспечению гуманитарного доступа и совместной борьбе с террористами в этой стране.

Перемирие, заключенное в рамках достигнутых соглашений, вступило в силу в понедельник, 12 сентября, но тут же двадцать одна вооруженная группировка сирийской оппозиции, в том числе «Ахрар аш-Шам», отказалась соблюдать режим прекращения огня и сообщила, что будет продолжать вооруженную борьбу с правительством САР «до последнего патрона».

В ответ на эти заявления российский МИД призвал всех, кто имеет влияние на эти группировки, и прежде всего американскую сторону, «разобраться наконец со своими клиентами». Но тут возникает вопрос, насколько наши американские партнеры в состоянии влиять на тех, кого поддерживали все это время?

Такой вопрос возникает еще и потому, что американская сторона упорно возражает против публикации этого соглашения. Что, в свою очередь, наводит на размышления о том, что в документе есть пункты, которые при публикации создадут для США проблемы с их союзниками — и с Саудовской Аравией, и с другими арабскими странами. И главным образом с теми боевиками, которых они готовили в течение долгих пяти лет в рамках своей программы по дестабилизации Ближнего Востока и свержению Башара Асада.

Я думаю, все это накладывает отпечаток и на их реальные возможности в реализации недавних соглашений между Керри и Лавровым.

Я не стану напрямую обвинять США в том, что они не хотят добиваться прекращения огня, бойкотируя соответствующее соглашение. Совершенно очевидно, что они попросту не в состоянии его выполнить. За пять лет сирийского кризиса они создали такую ситуацию, которая сегодня не позволяет им контролировать группировки, получавшие от них поддержку: моральную, политическую, военную и информационную.

Если же говорить о чисто внешних факторах, то и здесь американцы побаиваются, что малейшие попытки Вашингтона приступить к реализации соглашений по урегулированию сирийского кризиса усилят трения с их союзниками.

Второй фактор, который активно влияет и на ситуацию в регионе, и на поведение прежде всего всех оппозиционных военизированных группировок, — это внутренние распри в американской администрации. От министра обороны Эштона Картера мы слышим заявления, которые полностью противоречат соглашениям, подписанным госсекретарем США Джоном Керри.

Это может означать только одно: в администрации США так и не выработали единой позиции в вопросе решения сирийской проблемы.

Военные по-прежнему настаивают на отказе от сотрудничества с Россией, о чем открыто говорит Эштон Картер. В тот самый момент, когда Керри подписывает соглашение, Картер заявляет, что никакого разговора о сотрудничестве и даже координации действий между вооруженными силами США и России быть не может. А Керри — подписывает соглашение, где идет речь о создании единого военного контрольного центра, который станет контролировать вопросы прекращения огня.

В результате возникает интересная картина: со стороны союзников России, а это Сирия, Иран и ливанская «Хезболла», мы видим полную готовность выполнять достигнутые договоренности. Даже руководители отрядов «Хезболлы» открыто официально заявили, что они поддерживают соглашение, подписанное Керри и Лавровым. В то время как такие сторонники американцев, как «Ахрар аш-Шам» (запрещена в России) и их «коллеги», отказываются признавать достигнутые договоренности.

Недавно я выступал на канале Sky News вместе с руководителем «Ахрар аш-Шам», который открыто в эфире заявил: «Мы никогда не признаем договоры Америки, России, никого другого о прекращении огня. Мы будем продолжать войну до полного свержения режима Башара Асада».

Вот реальные условия, с которыми сталкивается Америка. Эти условия создавались на протяжении пяти лет, и сейчас американцы никак не могут избавиться от этого груза на ногах. Мне кажется, что это основная причина того, что эти соглашения захлебнулись.

За двое суток было зафиксировано 60 обстрелов — 60 случаев нарушения договоренностей. Мне кажется, что это свидетельствует о неспособности американцев выполнить обязательства, которые они на себя взяли.

В этой ситуации Россия проявляет достаточную гибкость. МИД РФ предложил продлить действие соглашений еще на 48 часов. Мы пытаемся добиться реального прекращения огня и реального политического процесса. Американцы, может быть, и хотели бы действовать в том же направлении, но — не могут. В этом их проблема.

Я думаю, что наша активность сегодня помогает им выбраться из этой «помойной ямы» и все-таки прийти к реализации этих пяти соглашений, которые сегодня просто необходимы не только Сирии, но и Бараку Обаме как уходящему президенту. Чтобы показать, что он все-таки заслужил Нобелевскую премию мира, ему необходимо закрыть «сирийское досье» — тем или иным способом.


Автор — советник посольства СССР в США в 1990–1992 годах, руководитель группы по Ближнему и Среднему Востоку

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир