Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Происшествия
В Амурской области произошло столкновение поездов из-за схода вагонов
Политика
Песков заявил о сокращении времени для выполнения ВСУ предложения Путина
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
Бойцы ВС РФ обнаружили в Курской области запрещенные мины «Лепесток»
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками

Абстрактный патриотизм Василия Кандинского

Русский музей демонстрирует народные основы беспредметной живописи
64
Абстрактный патриотизм Василия Кандинского
Фото: пресс-служба Русского музея/Tatyana Gord
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наша страна — родина абстракционизма. В этом могут убедиться жители и гости Санкт-Петербурга, которые придут на выставку «Кандинский и Россия» в корпусе Бенуа Русского музея. Одна из крупнейших музейных институций страны решила отметить 150-летие художника концептуальной экспозицией, задача которой — показать истоки его стиля и заодно напомнить широкой публике, что абстракционизм вырос не на пустом месте.

Абстрактный патриотизм Василия Кандинского









На входе в первый зал нас встречают предметы народного промысла, иконы северного письма и лубочные картинки. Затем мы видим ранние работы Кандинского (начиная с «Одесского порта» 1898 года). И некоторые из них имеют явную связь с народным и религиозным искусством.

Особый интерес представляют несколько масляных изображений на стекле (в том числе из частных коллекций). Это еще Кандинский-символист — его сказочные царевны прекрасно вписываются в эстетику русского модерна.

— Перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: «Когда б вы знали, из какого сора рос русский авангард…», — прокомментировал экспозицию директор Русского музея Владимир Гусев. — На Кандинского огромное влияние оказало народное искусство. Есть его воспоминания о том, как он был поражен интерьером крестьянской избы. Тем, сколько там цвета, как люди украшали свои вещи…

Абстрактный патриотизм Василия Кандинского











Картины главного героя выставки висят в окружении полотен современников, обращавшихся к былинным и историческим сюжетам. Огромные холсты Аполлинария Васнецова, Елены Поленовой и Николая Рериха затмевают лубочно-маньеристские миниатюры Кандинского. Но он отыгрывается в следующих залах, где представлены самые значимые его работы конца 1900-х и 1910-х годов. В том числе — «Композиция № 6» из Эрмитажа. Весной она гостила в Москве: тогда Третьяковская галерея тоже вспомнила про юбилей Кандинского и повесила эрмитажный шедевр напротив собственной «Композиции № 7».

К счастью для москвичей и несчастью для петербуржцев, на выставку «Кандинский и Россия» Третьяковка эту знаковую работу не отдала, зато поделилась целым рядом прекрасных картин. Да и ГМИИ имени Пушкина не отказал коллегам из Северной столицы, хотя Кандинского у него не так много. Свою лепту внесли региональные музеи (Казань, Тюмень, Владивосток). 

В итоге посетители выставки могут увидеть десятки «Импровизаций» и «Композиций», а также пейзажи Мурнау и Москвы, наглядно демонстрирующие момент перехода от предметной живописи к абстракционизму. Вот вроде еще узнаваемые купола Первопрестольной, а рядом — похожие цвета и формы, но уже без какой-либо конкретики.

Абстрактный патриотизм Василия Кандинского












Кандинский был не первым (по крайней мере, не единственным), кто почувствовал, что линии, пятна, штрихи могут создавать убедительный внутренний сюжет, впечатлять и увлекать без ссылки на узнаваемые образы. Представленные на выставке работы Бурлюка, Ларионова, Гончаровой, Явленского демонстрируют похожие искания в области цвета и формы.

Но именно Кандинский воплотил эти идеи в эталонных работах, соединяющих эмоциональную спонтанность с тщательной проработкой деталей и почти научным выстраиванием композиции.

Абстрактный патриотизм Василия Кандинского



















Как показывает экспозиция Русского музея, влияние отечественного искусства здесь было не менее важным, чем европейские веяния. Ценность выставки в том, что всё это можно понять не умозрительно, а с помощью конкретных примеров. Иными словам, проследить эволюцию стиля великого авангардиста на лучших образцах.

Интервью с директором Русского музея Владимиром Гусевым читайте в ближайших номерах «Известий».

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением