Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Секрет в подходах

Политолог Максим Вилисов — о том, насколько объективны международные рейтинги университетов
16
Выделить главное
Вкл
Выкл

Еще в марте 2016 года МГУ праздновал успех в связи с повышением позиций в рейтинге вузов: согласно данным шестого издания рейтинга QS World University Rankings by Subject, университет вошел в список лучших вузов мира по 23 специальностям, по версии престижного мирового рейтинга, заняв 17-е место в области «Лингвистика», 27-е место в области «Физика и астрономия» и 33-е место в области «Математика».

Теперь же, спустя всего полгода, появилась информация, что, по версии рейтинга Times Higher Education, МГУ упал на 27 строчек и занял 188-е место. В чем причина столь противоречивых показателей, каким образом они определяются и на что влияют?

Вопросы эти при ближайшем рассмотрении оказываются не такими простыми.

Начнем с фактов.

В мире существует три наиболее распространенных глобальных образовательных рейтинга: The Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU), Quacquarelli Symonds World University Rankings (QS). Все эти рейтинги ведутся зарубежными организациями: QS и THE имеют британское происхождение, ARWU — китайское.

Простой количественный анализ показывает, что во всех рейтингах лидируют университеты США. При этом концентрация количества американских вузов в топ-100 в рейтингах различна. Абсолютное большинство мест в топ-100 — 51 место — американские вузы заняли в шанхайском рейтинге ARWU. На втором месте по широте представления университетов в топ-100 — Великобритания с отставанием от лидера в 1,5–5,5 раза. Российские вузы в топ-100 представлены только в рейтинге ARWU. Между тем за последние годы количество российских вузов в общем числе вузов в рейтингах THE и QS увеличилось.

Анализ принципов построения рейтингов показывает серьезные различия в весовых предпочтениях, отдаваемых научной и образовательной деятельности вуза. Мировые рейтинги в большей степени ориентированы на оценку научного вектора, в то время как национальный российский рейтинг оценивает образовательную функцию.

Методологические особенности построения рейтингов могут сильно влиять на полученные результаты. В этом смысле естественным выглядит доминирование в рейтингах «англосаксонских» вузов: они наиболее полно соответствуют тем методологическим принципам, которые были положены в основу рейтингов QS и THE. Скорее всего дело здесь не в злом умысле, а в ориентированности этих рейтингов на определенных клиентов: они создавались изначально для оценки совершенно конкретных вузов для совершенно определенной категории пользователей — прежде всего в рамках того же самого англосаксонского мира. Однако после того как эти рейтинги приобрели глобальный характер, они в условиях отсутствия сколько-нибудь серьезной конкуренции естественным образом стали «задавать тон». Ситуацию не изменило даже появление рейтинга ARWU — он в целом следует заданным традициям, в некоторых аспектах являясь даже более «американоориентированным».

То, что данные рейтинги обладают такой спецификой, не хорошо и не плохо, как и то, что российские вузы в них участвуют. Другой вопрос — каким образом относиться к полученным результатам?

Россия взяла курс на достаточно открытую политику, в значительной степени ориентированную на эти рейтинги: пока они остаются контрольными ориентирами для формирования государственной политики — в частности, в рамках проекта «5–100». В условиях ужесточающейся борьбы за информацию, знания и их носителей такая политика может иметь определенные риски. Страны — лидеры рейтингов аккумулируют потоки финансовых и интеллектуальных ресурсов в виде инвестиций и высококвалифицированных специалистов, что дает неоспоримое преимущество в обеспечении экономической конкурентоспособности государства. Страны, демонстрирующие скромные показатели, вынуждены «подтягиваться», чтобы стать более конкурентоспособными.

Однако способствует ли достижение этих показателей улучшению качества образования? Представляется, что далеко не всегда. В некоторых случаях, возможно, вообще сложно говорить о наличии универсальных критериев сравнения и — уж тем более — о конкурентоспособности вузов. Возьмем, например, гуманитарные науки и науки об обществе. Очевидно, что ряд направлений, таких как юриспруденция, вообще в первую очередь ориентирован только на выпуск специалистов для нужд соответствующего общества и государства: о взаимозаменяемости американских, российских или китайских вузов в данном случае не может быть и речи.

Немного сложнее дело обстоит с другими общественными науками.

Политологи, например, тоже очень сильно завязаны на конкретный социально-культурный и исторический контекст, без детального изучения которого политолог из США вряд ли сможет работать в России и наоборот.

В чем тогда смысл сравнения вузов по этим специальностям в глобальном контексте? Очевидно, что качество подготовки выпускников Йеля и Принстона, равно как и выпускников МГИМО и МГУ, надо сравнивать в первую очередь по параметрам, определяющим степень их значимости прежде всего внутри соответствующих государств или цивилизационно-культурных ареалов.

Сравнивать же их по уровню финансирования и цитируемости, особенно в Scopus и Web of Science, — вариант получения заведомо неадекватной оценки: уровень доступа к соответствующим журналам несопоставим, как различается и уровень заинтересованности содержанием публикаций, — редких американских исследователей заинтересуют проблемы российской внутренней политики, как и внешней.

Получается, что рейтинги как измерители в некоторых случаях являются не показательными и даже негодными. Что, однако, не означает, что ими не нужно пользоваться.


Автор — генеральный директор Центра изучения кризисного общества

Все мнения >>

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением