Богемный шик в Московском Кремле

Музеи Московского Кремля погрузились в гедонизм 1920–1930-х годов. Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» показывают 119 экспонатов — от эскизов ювелирных изделий и иллюстраций в модных журналах до вечерних туалетов и драгоценностей.
— Стиль ар-деко, доказавший свою немеркнущую привлекательность, и в наши дни остается самым выразительным средством воплощения элегантности и демонстрации роскоши. В таком ракурсе эта тема в России на выставках никогда ранее не представлялась, — подчеркнула генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
Атмосфера ар-деко увлекает посетителей уже с порога. В полумраке выставочного зала звучит французский шансон. За стеклом витрин — черное кружевное платье Lanvin, костюм от Габриэль Шанель, деликатно подсвеченные шляпки из пухового фетра. Яркое освещение таким экспонатам противопоказано.
Чтобы ценители могли во всех подробностях рассмотреть тонкую работу швей и кружевниц, наряды окружены зеркалами. Не нуждаются в ярком освещении и ослепляющие блеском бриллианты. Драгоценными камнями украшены не только колье, броши и серьги, но и дамские аксессуары.
У каждой великосветской модницы того времени был несессер. Размером эта «безделица» не больше пудреницы. Но фактически представляет собой миниатюрный туалетный столик, внутри которого присутствуют самые необходимые вещицы — зеркало, губная помада, флакончик духов, расческа, а порой и часы. У некоторых модниц мини-органайзеры могли размещаться даже в элегантной подвеске. Глядя со стороны, и не скажешь, что в прихотливом, с перламутром и бриллиантами украшении имеется еще несколько коробочек с секретами.
Ценность экспонатов сложно оценить, но можно представить, что речь идет о миллионах евро. В одном только колье Van Cleef & Arpels, принадлежащем египетской принцессе Фаизе, дочери короля Фуада I, — десять колумбийских каплевидных изумрудов весом 165 каратов и несколько бриллиантов разной огранки в платиновой оправе.
Платья от-кутюр — тоже роскошь, но иного плана. Здесь в цене индивидуальный вкус и неповторимость дизайна. В «золотые двадцатые» феноменальный рост демонстрировали производители одежды, мехов, драгоценностей и других предметов роскоши. А мода на ритмичные танцы — чарльстон и фокстрот — привела к появлению укороченных платьев с прямым силуэтом, обеспечивавших свободу движений. Наряд из модного дома Жан-Шарля Ворта, выполненный из стекляруса и бисера, — яркий пример моды на танцевальные платья 1927 года.
Обувных дел мастера представлены витринами с несколькими десятками пар каблуков. Цветные, блестящие, они выглядят как драгоценности. В эпоху ар-деко дамские туфли превратились в важную часть модного образа — каблуки расписывали эмалью и кропотливо украшались бусинами и стразами.
Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» работает до 11 января.
Интервью с генеральным директором Музеев Московского Кремля Еленой Гагариной читайте в ближайших номерах «Известий».