Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков указал на затруднение переговоров с Украиной из-за милитаризма Европы
Мир
Путин поздравил Рахмона с Днем Независимости Таджикистана
Общество
Временные ограничения на полеты сняты в аэропорту Калуги
Армия
Бойцы Росгвардии сбили шесть дронов ВСУ в ДНР
Общество
В МВД назвали регионы с самой высокой смертностью в ДТП в 2024 году
Спорт
Хачанов опустился на 10-е место рейтинга Ассоциации теннисистов-профессионалов
Происшествия
Два человека погибли и один пострадал в ДТП на Камчатке
Мир
ГП РФ проследит за соблюдением прав бизнеса при возвращении иностранных компаний
Общество
Хакерский форум XSS мог находиться под контролем СБУ
Армия
ВС РФ лишили связи передовые позиции ВСУ в Харьковской области
Мир
Рэпер Тимати объявлен в розыск Службой безопасности Украины
Общество
Одного из сбежавших из СИЗО в Екатеринбурге задержали
Армия
Бойцы группировки «Восток» рассказали об освобождении Новоселовки
Мир
Суд в Турции отстранил председателя и членов правления НРП в Стамбуле
Спорт
Российская Team Spirit не вышла в плей-офф The International 2025 из-за поражения
Мир
Президент Венесуэлы Мадуро приказал развернуть 25 тыс. военных на границе с Колумбией
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили семь БПЛА ВСУ над регионами России

День учителя: какими были первые зарплаты, учебники и педсоветы

С чего начиналась в России профессия педагога и чем жили преподаватели в дореволюционных гимназиях
864
Репродукция Фотохроники ТАСС
Выделить главное
Вкл
Выкл

5 октября в России отмечают День учителя. Профессиональный праздник педагогов существует в нашей стране с 1965 года. Сначала его праздновали 29 сентября, позднее перенесли на октябрь, когда День учителя отмечается во всем мире. Но первые светские школы, а значит, и первые профессиональные учителя появились в России еще 315 лет назад. О том, с чего начиналась в России профессия учителя и как жили преподаватели и их воспитанники в дореволюционных гимназиях, где и ругались порой по-древнегречески, — в специальном материале «Известий».

Учителя за партами

Начиная реформу образования (до тех пор оно на Руси было преимущественно церковным), Петр I потребовал сперва, чтобы подданные сами «сколь можно» обучали своих детей грамоте. Для подданных дворянского сословия задача усложнялась — их дети должны были, помимо грамоты, учить иностранные языки и другие науки, а затем царь пошел дальше и создал в стране первую систему профессионального образования. Петр I, как известно, был прагматиком и в первую очередь ценил прикладные науки.

В 1701 году в Российской империи появились в том числе навигацкая, госпитальная, пушкарская и приказная школы. А в конце августа того же года 180 добровольцев были набраны в первую государственную школу «математических и навигацких наук». Попасть в нее могли только мальчики от 12 до 17 лет, однако на первых порах делались и исключения — некоторым учащимся было по 20 лет.

Обучение в навигацкой школе было бесплатным, неимущим даже выплачивалось особое пособие. Для императора, да и для всей страны, она имела особое значение — помимо капитанов и кораблестроителей, именно там готовили будущих преподавателей для других школ, которые должны были открыться в скором времени.

Арифметика, сиречь наука числительная

Учебники первым педагогам приходилось писать, можно сказать, на ходу, не отрываясь от преподавания. Так, первый в России учебник по математике, получивший название «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена», был составлен и издан в 1703 году преподавателем той же школы Леонтием Магницким. И благодаря своим литературным и научным качествам использовался затем без изменений в течение полувека.

Читайте также:

Первый педсовет

Гимназии в их традиционном понимании появились в России в начале XIX века — вскоре после создания Министерства народного просвещения. Созданные по образу французских лицеев, они должны были вывести физическое воспитание учащихся на второй план. В 1828 году было введено разделение на классические гимназии, учащиеся в которых изучали один или несколько древних языков, и реальные, учащиеся которых от изучения древних языков были избавлены. Тогда же появились и первые педагогические советы, целью которых было следить за состоянием гимназий и обсуждать меры по возможному улучшению. Эти нововведения окончательно привились к середине века, однако тут подоспели новые изменения — в стране начались революционные волнения, вольнодумство молодежи было списано на избыток трудов античных авторов в школьной программе, и греческий язык из числа гимназических предметов был изгнан, что повлекло за собой изменения в учебных программах и во всей системе классических и реальных гимназий.

Кроме того, к концу века в России появились и начали быстро распространяться земские школы — сельские учебные заведения, работавшие по одноклассной системе, при которой все дети занимались вместе вне зависимости от того, на каком году обучения они были. В отличие от гимназий именно они стали самыми распространенными учебными заведениями в дореволюционной России.

130 тыс. рублей в месяц для учителя

К началу XX века система образования в России достигла настоящего расцвета. С 1906 по 1914 год государственные затраты на образование опережали рост затрат на оборону, а ежегодно в империи открывалось около 10 тыс. школ. В 1908 году в ряде губерний было введено бесплатное образование — мера, которую к 1921 году планировалось распространить на всю страну. Служба в системе народного образования считалась престижной, что неудивительно, — согласно опубликованным Счетной палатой архивным данным, к 1912 году учитель гимназии получал 85 рублей в месяц. Это было больше, чем у чиновника среднего класса, который получал 62 рубля в месяц, а в пересчете на современные деньги это составляет около 128 тыс. рублей в месяц. Зато учителям сельской школы повезло меньше — они получали 20–25 рублей в месяц, что по нашим меркам составляет 20–30 тыс. рублей, а по тем временам превышало только зарплату дворника, который получал 18 рублей в месяц.

И ругались по-древнегречески

Из XIX века жизнь дореволюционных педагогов и их учеников, писавших сочинения на такие темы, как «Замирание нашего сада осенью», «Река в лунную ночь» и «О скоротечности жизни», и владевших двумя иностранными языками вдобавок к латинскому (обязательное требование для гимназистов), представляется почти идиллической. Однако именно оттуда к нам пришли несколько устойчивых выражений, имеющих за собой весьма болезненную предысторию. Прочно вошедшие в обиход советских школьников субботники, например, в свое время означали далеко не коллективную мойку окон и уборку школьного двора, а обязательную «профилактическую» порку всех учащихся вне зависимости от наличия провинностей. Оттуда же идет и выражение «всыпать по первое число» — оно на самом деле относилось к тем, кто получил такую дозу наказания, что освобождался от порки на весь текущий месяц — до первого числа следующего месяца. Зато «сморозить глупость» имеет под собой поистине античные корни — оно происходит от греческого «морос», то есть «глупость», которым российские учителя нередко ругали своих подопечных. Впрочем, знали ли об этом сами ученики конца XIX столетия — неизвестно. 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности