Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Нарышкин отметил желание США вникнуть в причины конфликта на Украине
Мир
WSJ сообщила о планах команды Трампа ввести новые санкции против РФ
Мир
FT заявила об изучении ЕС возможности разрыва контрактов на поставку газа из РФ
Экономика
Путин запустил производство российского аналога упаковки «Тетра Пак»
Мир
Южная Корея и США провели совместные воздушные учения
Мир
В ГД призвали отстранить Каллас после ее призыва не посещать Москву 9 Мая
Мир
Китай обвинил Агентство национальной безопасности США в кибератаках
Армия
Российские военные уничтожили живую силу ВСУ на сумском направлении
Мир
Нарышкин связал военную активность Польши с причиной острой ситуации в Европе
Мир
СМИ сообщили о вынужденном отказе Каллас от создания фонда для Украины
Пресс-релизы
Россия и Индонезия укрепляют деловые связи
Экономика
В США пригрозили Meta требованием продать Instagram и WhatsApp из-за монополии
Мир
Российские спасатели завершили миссию в Мьянме после землетрясения
Мир
Глава Аргентины Милей назвал РФ одним из лидеров нового миропорядка
Авто
Новые версии автомобилей УАЗ сертифицировали в России
Экономика
Под риском пострадать от заморозков оказались не менее 4,7 тыс. га садов и виноградников
Экономика
Банк России отозвал лицензию у Промтрансбанка

Игра на повышение ставок

Политолог Ростислав Ищенко — о том, почему США загоняют себя в угол
44
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министр иностранных дел России Сергей Лавров подвел итог длительному периоду ухудшения российско-американских отношений, назвав свершившимся фактом то, что отношения двух стран претерпели коренные изменения. 

Подтверждением этому может служить и сделанное на днях заявление американского генерала Марка Милли, начальника штаба армии США. Он заявил, что война с Россией практически неизбежна.

Анализируя это заявление, нужно сразу сказать, что военные всегда исходят из своей военной логики. Ведь что мы наблюдаем сейчас? Идет постоянное наращивание напряженности в двусторонних отношениях России и США. При этом страны находятся на грани военного столкновения уже довольно давно, потому что так называемая гибридная, или «проксивойна», которая ведется на Украине, в Сирии, фактически все больше становится противостоянием друг с другом.

Более того, в Сирии на одной стороне задействованы американские союзники, а на другой стороне воюет группировка ВКС. Таким образом, даже вооруженные силы двух государств, пусть косвенно, но противостоят друг другу в определенных регионах.

Ставки все повышаются.

С американской стороны еще до этого заявления генерала Милли раздалась фактически прямая угроза России от Госдепа — мол, в связи с поддержкой Асада Россия будет отправлять в мешках трупы своих солдат домой и терять самолеты.

Сразу же вслед за этим заявлением следует предупреждение Пентагона: США готовы нанести превентивный ядерный удар по России. Дальше следует ответ Владимира Путина о том, что мы выходим из плутониевой сделки. А затем — ультимативное требование: если вы хотите нормализовать отношения, то вот вам условия: отменить «закон Магнитского», отменить санкции, выплатить компенсации и так далее. И форма нашего ультиматума предельно ясна: «Ребята, сдавайтесь и платите репарации и контрибуции».

Понятно также и то, что этот ответ был для Соединенных Штатов неприемлемым. Да, собственно, реакции и не ждали. Ведь США еще войну не проиграли — по крайней мере они так считают.

Тем не менее в переводе на бытовой язык заявление Владимира Путина, сделанное к тому же сразу после угрозы ядерного нападения на Россию, звучит примерно так: «Мы услышали. Мы все поняли. Если хотите, попробуйте. Мы не боимся и готовы к любому формату военного столкновения».

В политике же всегда как? Если ты сказал: «Я тебе дам по голове дубинкой», то ты должен быть готов к тому, что я скажу: «Ну хорошо, давай». И тогда ты должен либо дать, либо продемонстрировать свою беспомощность. Соединенные Штаты сказали: «Мы угрожаем ядерной войной». Им ответили: «Мы не боимся».

А дальше надо либо воевать, либо продемонстрировать свою беспомощность. Демонстрация беспомощности же значит, что не только союзники по всему миру, но и вассалы, клевреты и всякие полунезависимые страны, как Иран, которые противостоят Соединенным Штатам, будут исходить из того, что — всё. Мировой гегемон, оказывается, пугать может, а вот действовать — нет.

Поэтому США, похоже, оказались в критической ситуации. Надо либо дальше повышать ставки — но тогда и рисковать полномасштабной ядерной войной, либо отступить.

А ведь им не только сказали, но еще и продемонстрировали. Полгода назад были проведены одновременные учения РВСН и ПВО по отражению ядерного удара и нанесению ответно-встречного. И сейчас проводятся учения МЧС по защите населения от ядерного удара. Причем МЧС сообщило, что привлекаются до 40 млн граждан — почти треть населения России.

Возвращаясь к заявлению Милли. Американский генерал просто констатирует тот факт, что взаимоотношения России и США действительно дошли до примерно такой же тонкой грани, как и во время Карибского кризиса. А может быть, и еще тоньше, потому что, во-первых, всегда есть сумасшедшие «ястребы» в Пентагоне и, например, администрация, которая скажет: «Всё, воюем. А куда нам деваться?»

Во-вторых, всегда есть определенная логика военно-политических шагов. Если ты создал на границах военную группировку, на каком-то этапе эта военная группировка начинает давить на твои политические решения. И уже ни Гитлер летом 1941 года, ни Наполеон летом 1812 года не могли отменить вторжение в Россию: уже всё — войска стоят. Механизм запущен и действует сам по себе.

Поэтому сейчас, с моей точки зрения, констатируется факт того, что исходя из логики развития военно-политической ситуации война в какой-то степени неизбежна. Потому что Соединенные Штаты должны признать, что погорячились. Да, это не будет капитуляция в рамках ультиматума Владимира Путина, но это будет очень серьезная потеря лица на мировой арене. Другой вариант — и дальше нагнетать напряженность, понимая при этом, что ракеты готовы взлететь и поразить территорию Соединенных Штатов тоже.

Военные готовятся к войне. И если они видят, что политики практически уже довели до нее дело, то они констатируют: война неизбежна. Их уже к этому подготовили. Их уже заставили мобилизоваться, перевели в режим военных действий.

При условии сохранения этой тенденции никакого другого решения, кроме военного, Соединенные Штаты не видят. Им надо либо отступать и менять формат своей внешней политики и полностью его перерабатывать — о чем, собственно, и сказал Владимир Путин, потребовав от американцев изменения отношения к России, — либо же они идут напрямую к войне. Каждый последующий шаг в этом направлении может стать шагом к началу войны.

Тут двух мнений быть не может.

Автор — президент Центра системного анализа и прогнозирования

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением