Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Интернет и технологии
В РФ разработали ИИ для ускоренного анализа дефектов на дорогах
Общество
Предварительной причиной пожара на рынке в Геническе назвали короткое замыкание
Общество
В Новороссийске задержан агент СБУ при попытке подорвать административное здание
Общество
В Удмуртии спасли провалившегося под лед рыбака
Происшествия
Пожар на складе в Челябинской области локализовали на 2 тыс. кв. м
Экономика
FT узнала о приостановке попыток Raiffeisen продать бизнес в России
Спорт
Малкин и Кросби подарили Овечкину коллекционные часы в честь снайперского рекорда
Происшествия
В Дзержинске в ДНР в результате атаки ВСУ ранен мирный житель
Происшествия
В Омске из-за погодных условий произошло ДТП с участием пяти автомобилей
Мир
В США высоко оценили ОТРК «Искандер»
Армия
Расчет БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ на харьковском направлении
Спорт
«Манчестер Юнайтед» обыграл французский «Лион» в матче Лиги Европы
Происшествия
В Херсонской области шесть человек пострадали при пожаре на рынке
Армия
Штурмовики Су-25 ВКС РФ поразили бронетехнику ВСУ в зоне группировки войск «Юг»
Происшествия
В Запорожской области сообщили об уничтожении более 40 дронов ВСУ
Общество
В РФ начата первая фаза испытаний препарата от онкозаболеваний «Лина М»
Общество
По факту нападения подростка на учительницу в подмосковной школе возбудили дело

Морок и морока

Театр Моссовета погрузился в русскую жизнь Баден-Бадена
0
Морок и морока
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первую премьеру сезона Театр им. Моссовета посвятил русскому национальному мороку. Только так можно назвать всесокрушающую страсть, о которой режиссер Юрий Еремин рассказал в спектакле «Baden-Баден» по мотивам романа Ивана Тургенева «Дым».

Август 1862 года. На респектабельный немецкий курорт прибывает молодой помещик Григорий Михайлович Литвинов (Алексей Трофимов) — благополучный, спокойный, рассудительный. Оказавшись под «русским деревом», где собираются соотечественники, с вежливым равнодушием выслушивает и либералов, и патриотов, зато с удовольствием рассказывает о невесте, которую на днях ждет в Бадене. Невеста приезжает, но до того герой встречает замужнюю подругу юности (Евгения Крюкова), в которую некогда был влюблен, и гибнет бесповоротно.

Чем, собственно, сразила его эта лживая и манерная дама в невыносимо ярком наряде? Она не похожа на незнакомку, чей изящный силуэт возникает среди баденских красот. И вряд ли желает большего, чем пикантное, но неприемлемое для героя амур-де-труа: муж, жена, любовник.

Но чего хочет она и чем отвечает он, уже совершенно неважно. Морок к русскому человеку приходит не спрашивая. Для кого-то это бдения в игорном доме, для кого-то — политические амбиции, а для Литвинова — страсть к женщине.

Здесь, в рациональнейшем Бадене, на фоне упорядоченной архитектуры, услужливых кельнеров, ухоженных парков и праздных болтунов отчетливо видно ее вопиющее безумие. Ни предупреждения друзей, ни горе невесты не в состоянии вернуть герою рассудок. 

В его воспаленном сознании весь этот сияющий мир окрашивается в кровавый цвет гибельного наваждения, а «русское дерево», оно же беседка, оно же густая поросль набережной, довершает процесс распада — обрушивается на Григория Михайловича всей своей тяжестью.

Но так ли безнадежна отечественная разновидность данного дурмана? Вовсе нет. Лейтдекорация спектакля — железнодорожный вокзал. Необязательно укладываться под поезд, достаточно сесть на него и уехать: в Россию, в Африку — куда глаза глядят, что в итоге и делает герой. Стучат колеса, мелькают на экране черно-белые виды старинной Европы, и с каждым кадром всё дальше уходит морок: с глаз долой, из сердца вон.

У Тургенева, кстати, Литвинов с повинной вернулся к невесте. Однако зрителей, желающих подтвердить театральные впечатления прочтением романа, ждет разочарование. Морока в подобных масштабах там нет. Есть гордая свободолюбивая женщина и слабый нерешительный мужчина, чье чувство не соответствует ее высоким запросам. Плюс множество политических реалий 1860-х, удивительно напоминающих сегодняшние. Их режиссер сохранил и комически обыграл.

Впрочем, риторика по поводу «особого назначения России» и происков «гнилого Запада» никаких эмоций в зале не вызывает. Зато лирическую часть встречает полное приятие. Публику не обманешь. Морок при всех его экзистенциальных ужасах, хотя и ложное, но чувствование (см. словарь Даля), а политдискуссии, за более чем полтораста лет не поменявшие содержания, — лукавство и суета. По Далю — морока.

«Baden-Баден» 16+, по мотивам романа И.С. Тургенева «Дым», Театр им. Моссовета, 2016. Режиссер, автор пьесы и сценографии — Юрий Еремин. Художник по костюмам — Виктория Севрюкова. В ролях — Евгения Крюкова, Алексей Трофимов, Дмитрий Щербина, Галина Дашевская, Александра Кузенкина и др. Ближайший спектакль — 15 октября.

Морок и морока​​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением