За сирийский конфликт взялся Веллингтон

Новая Зеландия подготовила компромиссный вариант урегулирования ситуации вокруг сирийского города Алеппо. СБ ООН планирует поставить его на голосование в ближайшие дни.
Совет Безопасности ООН начал обсуждение представленного Новой Зеландией проекта резолюции по Алеппо. Об этом сообщил постоянный представитель Веллингтона при ООН Джерард ван Бохемен. Ожидается, что голосование по документу пройдет на этой неделе.
В проекте выражается поддержка инициативы спецпосланника Генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры о выводе боевиков из восточного Алеппо, а также содержится запрос к Генсеку ООН «в течение двух недель представить на одобрение Совета Безопасности подробный план ее осуществления».
В документе также выдвигается требование ко всем участникам конфликта в Сирии «немедленно и полностью прекратить все действия, которые могут привести к гибели или ранениям людей, либо нанести ущерб гражданским объектам». Особенно это касается авиаударов по Алеппо. Кроме того, в проекте резолюции предусмотрено введение регулярных 48-часовых перемирий для доставки гуманитарной помощи. Наконец, в документе указывается на необходимость размежевания оппозиционных формирований и террористических группировок.
Новозеландский проект резолюции был вынесен на рассмотрение после того, как в Совете Безопасности были отклонены документы, представленные Францией и Россией. Париж предложил 8 октября принять резолюцию, предусматривающую запрет полетов военных самолетов над Алеппо. Россия наложила на него вето. После этого США, Великобритания и Франция выступили против российского проекта, который предусматривает вывод боевиков «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) из восточного Алеппо в соответствии с инициативой де Мистуры. То есть новый документ в некоторой степени повторяет и совмещает положения двух предыдущих.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов заявил «Известиям», что если авторы документа будут готовы работать над его текстом и учитывать в том числе российское мнение, то он может быть принят. В противном случае его перспективы выглядят туманными.
— У меня вызывает вопросы положение о перемириях. Если прекращение огня нужно для перегруппировки сил террористов, то это неприемлемо. Если же цель в выходе мирного населения или вооруженных формирований, с которыми достигнута соответствующая договоренность, то ситуация выглядит совсем иначе, — сказал Андрей Климов.
Кроме того, по его словам, неясным остается вопрос относительно продолжительности перемирий. 48 часов — большой срок, за который можно не просто покинуть Алеппо, но и отойти от него на значительное расстояние. Стоит ли давать такие сроки — вопрос.
— На повестке дня также остается проблема размежевания террористов и умеренной оппозиции, чего США до сих пор не сделали. Наконец, по некоторым неподтвержденным сообщениям, в восточном Алеппо присутствует иностранный спецназ. В этом случае цель некоторых стран будет заключаться в том, чтобы вывести живых военнослужащих, забрать убитых, тем самым устранив доказательства присутствия сил специального назначения, а также вывезти оборудование. Таким образом, новозеландский проект требует внимательного изучения и, возможно, правок. Если авторы согласятся на них, то документ может быть одобрен, — подчеркнул сенатор.
В Сирии к новозеландскому проекту резолюции относятся настороженно. Об этом «Известиям» заявил депутат сирийского парламента Аммар Багдаш.
— Этот проект по своей сути мало чем отличается от французского, потому что преследуемая такого рода документами цель — оградить террористов от наступления сирийской армии и оставить восточный Алеппо в руках боевиков. Несмотря на то что в новозеландском проекте говорится об их выводе из города, остается неясным, как это будет реализовываться и все ли экстремисты покинут захваченные районы. В целом сама идея является положительной. Но смущает предложение о 48-часовых перемириях. За этим прослеживается стремление сохранить существующее положение в восточном Алеппо и поддержать антиправительственные силы, — подытожил сирийский парламентарий.