Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Надежда Бабкина: «Люди в провинции не слышали о кризисе»

Народная артистка — о юбилее «Русской песни», кризисе народного жанра и русских людях
0
Надежда Бабкина: «Люди в провинции не слышали о кризисе»
Фото из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня» отмечает 40-летие. На вопросы корреспондента «Известий» ответила его руководитель Надежда Бабкина.

— 40 лет назад вы были уверены, что ансамбль «Русская песня» вырастет в государственный театр? 

— Наш ансамбль образовался гораздо раньше. Но в те времена у меня и мысли не было собирать какую-то документацию. И уж тем более я не задумывалась, что из всего этого может получиться большое государственное дело. 

Мы начали петь в студенчестве, когда жили в общежитии. Меня очень привлекало многоголосие, и на его основе я создавала свой коллектив. Народный жанр — основа всех основ. Это наше кровное, это традиции, которые создавались испокон веков и передавались устно и музыкально. Это наша культура, наша Родина.

— В советское время без выступления народных коллективов не обходился ни один большой концерт. Сейчас этот жанр в кризисе?

— Скажу честно — я этого кризиса не испытываю. В нашем театре с утра до ночи кипит работа. Что касается телевидения — да, сегодня мы видим другие направления. Я неформат в этой ситуации. На радио меня нет, на телевидении тоже, но я есть в театре «Русская песня», меня можно увидеть на фестивалях и концертах, которые проходят во многих регионах России. Люди слушают и благодарят, а значит, наш жанр жив и по-прежнему востребован.

На ТВ всё странно — видимо, хозяева каналов живут далеко за пределами России. Телевидение прививает массовый вкус, массовое отношение друг к другу. Может быть, поэтому в нашей стране не происходит того, чего нам всем хотелось бы?

— Но многие «теленачальники» говорят, что воспитывают в людях чувство патриотизма...

— Наш народ патриотичен сам по себе. Обидно, что сегодня это чувство сплачивает нас на почве неутешительной проблематики кризиса и санкций. Впрочем, так обстоят дела далеко не везде. Недавно на гастролях в каком-то селении я рассказала про кризисную ситуацию в стране. Ко мне подошли люди и спросили: «А что это такое — кризис?» Они от этого далеки: как у них было, условно говоря, 20 тыс. рублей зарплаты да свое подсобное хозяйство, так и осталось. 

Люди в провинции не замотивированы на покупку дворцов и яхт, они живут совершенно другими ценностями. После выступлений мы с ними можем пообниматься, посмеяться, поплакать. Для них это гораздо важнее.

— Зритель как-то изменился за эти 40 лет?

— Появилось много молодежи. И я понимаю, почему. Молодые люди начинают задумываться: на чем воспитывать своих детей, на что опираться? А опираться надо на традиции.

— Для этого вы открыли детские студии?

— Да, и при этом мы никому не отказываем. Если родители привели ребенка, у которого есть желание, мы принимаем его. Дети потом раскрываются: ведь их не просто учат петь и танцевать, с ними еще и говорят.

Когда я села в депутатское кресло (Надежда Бабкина — депутат Мосгордумы. — «Известия»), то внедрила эти детские студии в школы своего округа. Теперь там тоже занимаются народными традициями. Хочу потом объединить все детские коллективы и сделать мощный фестиваль.

— Цены у вас такие же «космические», как в школе Аллы Пугачевой? 

— У меня нет коммерческих интересов. К тому же я не хочу делать из детей артистов и тем самым их портить. Если говорить ребенку, что он будет артистом, а потом у него что-то не получится — это травма на всю жизнь. Они сами поймут, куда им надо.

— Ваш старший внук уже понял?

— Георгий еще маленький, ему всего шесть лет. Но он уже сейчас рвется на сцену — пока неосознанно. Когда будет постарше, с радостью буду привлекать его к нашим спектаклям.

— А в Думе у вас новые проекты есть?

— Мое присутствие в Думе — это законотворческая работа. Пока закон о культуре еще не принят, я остановилась на его важном аспекте — нематериальном культурном наследии народов России. То есть на том, что нельзя потрогать руками. Тема объемная и серьезная, потому что наша страна должна иметь свою идею — то, что позволит считать русского русским, башкира башкиром и т.д.

Президент сделал акцент на этой теме еще в 2014 году. Это вопрос о том, нужна ли сегодня национальная культура или национальные традиции. Мы уже провели ряд серьезных совещаний и, когда всё подготовим, вынесем на суд общественности, организуем слушания и обсуждения.

— Вот я включаю телевизор, и ни о каком культурном наследии речи нет...

— Закон о нематериальном духовном и культурном наследии — это важнее всего на свете. Да, я смотрю все политические дебаты и программы и вижу, как люди не могут друг друга даже выслушать. Я туда не хожу. Это не только позор, но еще и разорение личности, которая уничтожается агрессией, ненавистью, криком.

Но поскольку я депутат и занимаюсь политической деятельностью, то обязана смотреть публичные выступления коллег. И всегда думаю: как могут люди, которые кричат и оскорбляют друг друга, принимать законы на благо общества и народа? Помнят ли эти люди своих родителей? Разве так они их учили общаться?

— Вы сказали, что народная песня востребована. А сами артисты в этот жанр идут?

— В прошлом году я прослушала 56 человек, а взяла только одного. Бывает, что кто-то боится меня — не идет, потому что в работе я деспот, жесткая. Мне нужен качественный результат, чтобы мне не было стыдно, а артисты получили аплодисменты. Не я, а они!

Вы можете поговорить с ними и спросить: «Строга?» Они ответят, что да. Но зато — порядок. Было бы плохо — никого не было бы. На фестивале в Кемеровской области мы с Антоном Собяниным и Аманом Тулеевым всем артистам вручили медали «За веру и добро», что приравнено к государственной награде. Они рыдали от счастья.

— Кроме мюзикла «Россия, слово о тебе», который вы анонсировали, что-то еще готовите к юбилею?

— Не люблю слово «мюзикл» — не наша тема. Не надо выпендриваться и под кого-то «косить». Мы будем дороже, если останемся самими собой. Я на пять минут могу превратиться в овцу, но дальше уже не могу. Что за вранье? Это музыкальный спектакль на основе национальных традиций режиссера Любови Гречишниковой. «Россия, слово о тебе» — некая оратория, где собирается хор из народных артистов: Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Дмитрий Харатьян.

С режиссером Ниной Чусовой мы продолжим репетировать спектакль «Бабий бунт». Это совсем другая, более приземленная история о жизни народа. К декабрю выйдет третий проект — «Хиты «Русской песни» за 40 лет». Этими программами мы отметим творческий юбилей, который выстрадали и заслужили.

Справка «Известий»

Надежда Бабкина окончила Астраханское музыкальное училище, дирижерско-хоровой факультет ГМПИ имени Гнесиных и ГИТИС им. А.В. Луначарского. С основанным ею театром «Русская песня» гастролирует в России и за рубежом. В 2010 году удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Прямой эфир