Я всю жизнь писал песни, некоторые — веселые, некоторые — грустные. И я думал, может ли искусство кроме развлечения еще и помогать, поддерживать человека в трудных ситуациях?
Последний год в моей жизни был не самым простым и в личном плане, и в рабочем. В группе «Любэ» трагически погиб бас-гитарист Паша Усанов, с которым мы работали вместе больше 15 лет. Российское авторское общество, где я стал президентом авторского совета, чуть ли не каждый день сотрясают новые скандалы.
Иногда я просто бросаю все и уезжаю в уединение на несколько дней. В эти моменты я думаю о том, что у каждого человека вне зависимости от возраста, профессии и достатка жизнь представляет собой не приятный круговорот событий, а калейдоскоп проблем: крутишь его, и из одной появляется еще несколько.
Ровно год назад произошла страшная трагедия над Синаем, когда 224 пассажира, возвращавшихся в Санкт-Петербург после отдыха с семьями и друзьями, погибли от взрыва в самолете. Эти люди не участвовали в войне, они не были военнообязанными, не имели никаких личных счетов с террористической организацией. Они стали случайными жертвами, а родные, близкие, друзья, которые ждали их дома, потеряли их навсегда. Как им жить дальше?
Это событие так повлияло на меня, что вскоре я решил попробовать написать реквием. Этот жанр традиционно — от церковного до популярного — используется в память об ушедших. Однако вопреки расхожим предоставлениям в нем есть не только оплакивающая часть, но и светлая часть, дающая надежду, помогающая преодолевать боль утраты тем, кто остался.
Именно таким реквиемом я бы и назвал музыку, которая родилась у меня чуть меньше года назад в память об ужасной трагедии.
Образ главного пассажира, ставший символом этой трагедии, повлиял безусловно и на меня.
Из этой фотографии фактически родились и первые строчки песни, и сама ее идея. Как можно отнять жизнь, как можно выключить свет?..
Драмы и трагедии стали для нас обыденными и привычными, некой данностью, чем-то вроде постоянного шумового фона. От этого каждый из нас становится менее чувствительным к чужой боли, к чужой трагедии. А любовь, доверие, взаимопонимание, взаимная поддержка — основа счастливой, гармоничной, созидательной жизни — это то, за что сегодня приходится бороться.
Открывая газеты, я каждый день читаю больше негативных, чем позитивных, новостей. Большинство медиа ориентируются на негатив, поэтому современный человек уже подсажен на «информационную иглу» негатива и «желтухи». Глупо было бы вставать на защиту старого доброго мира без интернета, компьютеров и телевизора, поэтому я задался вопросом: как создавать не просто развлекательный или отвлекающий от проблем контент, а писать такие песни или создавать такие проекты, которые будут помогать человеку преодолевать боль и отчаяние.
В разговоре Одена с Бродским Оден сказал, что последний, кто мог говорить с Богом напрямую, был Бах. К сожалению, сейчас мы можем делать это только косвенно.
Я человек верующий и считаю, что в сострадании кроется любовь огромной силы. Бог не создал нас жестокими и безразличными, но, не развивая в себе способность к сопереживанию, не ставя себя на место других, люди постепенно становятся жестокосердными. Вместе с тем со способностью к состраданию к человеку возвращается ощущение полноты и гармонии собственной личности, сопричастности и единения с другими людьми.
Именно для этого и вырос из песни проект «Жить», цель которого — напомнить нам всем, что жизнь состоит не только из приятных моментов и что именно в тяжелые минуты мы особенно необходимы друг другу.
Что получится из этой истории, во что разовьется этот проект — я пока не знаю. Реакцию от зрителей и слушателей, которую мы получили за два дня после премьеры песни на «Первом канале», для меня самого была полной неожиданностью. Я буду признателен всем, кто поддержит нашу инициативу и, возможно, подскажет направления для ее развития.