«Таинственная страсть» к ностальгии

В эфире «Первого канала» — «Таинственная страсть» режиссера Влада Фурмана, новый 13-серийный фильм о «благословенных шестидесятых». В его основе — автобиографический и последний законченный роман Василия Аксенова.
Где-то в середине нулевых на презентации книги «Таинственная страсть» к Василию Аксенову (поразительно похожий на писателя Леонид Кулагин) пристает некий назойливый журналист (мы слышим его голос, но лица так и не увидим).
Писатель благодушно везет его к себе на дачу и терпеливо выслушивает на редкость банальные расспросы о новом романе. По сути, это беллетризованные мемуары, где Аксенов рассказывает о своей молодости и великих коллегах по перу, чьи имена спрятал под «говорящими» псевдонимами. Роберт Рождественский стал Робертом Эром, Белла Ахмадулина — Нэллой Аххо, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Булат Окуджава — Кукушем Октавой. Сам себе Аксенов выдал фамилию Ваксон.
Конечно, никакого журналиста не было, как и презентации — «Таинственная страсть» вышла в 2009 году, уже после смерти писателя. Более того, и сами события, рассказанные в романе, творчески переработаны сценаристом Еленой Райской и продюсером Денисом Евстигнеевым. Книга же представляет собой фрагменты воспоминаний, где действие свободно перемещается в промежутке между 1963 и 2006 годом.
В сериале, напротив, есть последовательный сюжет длиною в десять «оттепельных» лет, от Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957-м до советских танков в Праге 1968-го — история вхождения никому неизвестного врача Ваксона в литературную элиту шестидесятников, а также его несчастливая любовь к девушке Ралиссе.
Бич любого фильма об известных людях — портретное сходство актеров с реальными прообразами, или, напротив, их разительное несходство. Но в «Таинственной страсти», к счастью, перегибов нет. Кто-то их актеров действительно оказался похож — например, Евгений Павлов в роли Вознесенского. Кто-то, как Филипп Янковский (Евтушенко), не похож, но подходит по типажу — высокий, худой, угловатый.
Сергей Безруков, который в очередной раз играет Владимира Высоцкого — Влада Вертикалова, кажется гораздо достовернее без грима и со своим голосом. Чулпан Хаматова довольно точно копирует манеры Беллы Ахмадулиной. Очень хорош, собственно, сам Аксенов-Ваксон — артист МДТ Алексей Морозов, мужественный и очень советский. Это сочетание качеств надолго обеспечило его работой в нашем кино — в грядущих «28 панфиловцах» он играет политрука Клочкова, а во «Времени первых» — космонавта Германа Титова.
Однако на уровне кастинга весь креатив создателей заканчивается. Для оригинальной киноистории в «Таинственной страсти» слишком много стереотипов и клише, а также откровенный переизбыток ностальгии.
Ностальгическим флером окутаны даже вездесущие чекисты, «просто делающие свою работу». Обаятельный Алексей Барабаш, недавно сыгравший легендарного певца Валерия Ободзинского («Эти глаза напротив», «Первый канал»), в том же романтическом регистре играет сотрудника КГБ. Разве что костюм стал построже и взгляд пронзительнее.
В таком кино ностальгия является самоцелью. И в этом новый сериал — плоть от плоти современного российского ТВ. Пока дети смотрят «Доктора Стрэнджа» и «Мстителей» из вселенной Marvel, их родители обитают во вселенной ностальгического Советского Союза. Меняются лица, но постоянен жанр — лирическая мелодрама в исторических декорациях. Уютные скатерки, теплый свет фонарей, шпильки и юбки колоколом...
Конечно, периодически на ТВ появляются фильмы, где советский миф используется в творческих целях — «Оттепель» Валерия Тодоровского или «Фарца» Егора Баранова. Но «Таинственная страсть», судя по первым сериям, к этим исключениям не относится. Несмотря на великолепные исходные данные.