Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

«Таинственная страсть» к ностальгии

В экранизации романа Василия Аксенова о знаменитых шестидесятниках оказалось много стереотипов и клише
0
«Таинственная страсть» к ностальгии
Фото: предоставлено пресс-службой «Первого канала»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В эфире «Первого канала» — «Таинственная страсть» режиссера Влада Фурмана, новый 13-серийный фильм о «благословенных шестидесятых». В его основе — автобиографический и последний законченный роман Василия Аксенова.

Где-то в середине нулевых на презентации книги «Таинственная страсть» к Василию Аксенову (поразительно похожий на писателя Леонид Кулагин) пристает некий назойливый журналист (мы слышим его голос, но лица так и не увидим).

Писатель благодушно везет его к себе на дачу и терпеливо выслушивает на редкость банальные расспросы о новом романе. По сути, это беллетризованные мемуары, где Аксенов рассказывает о своей молодости и великих коллегах по перу, чьи имена спрятал под «говорящими» псевдонимами. Роберт Рождественский стал Робертом Эром, Белла Ахмадулина — Нэллой Аххо, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Булат Окуджава — Кукушем Октавой. Сам себе Аксенов выдал фамилию Ваксон.

Конечно, никакого журналиста не было, как и презентации — «Таинственная страсть» вышла в 2009 году, уже после смерти писателя. Более того, и сами события, рассказанные в романе, творчески переработаны сценаристом Еленой Райской и продюсером Денисом Евстигнеевым. Книга же представляет собой фрагменты воспоминаний, где действие свободно перемещается в промежутке между 1963 и 2006 годом.

В сериале, напротив, есть последовательный сюжет длиною в десять «оттепельных» лет, от Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957-м до советских танков в Праге 1968-го — история вхождения никому неизвестного врача Ваксона в литературную элиту шестидесятников, а также его несчастливая любовь к девушке Ралиссе.

Бич любого фильма об известных людях — портретное сходство актеров с реальными прообразами, или, напротив, их разительное несходство. Но в «Таинственной страсти», к счастью, перегибов нет. Кто-то их актеров действительно оказался похож — например, Евгений Павлов в роли Вознесенского. Кто-то, как Филипп Янковский (Евтушенко), не похож, но подходит по типажу — высокий, худой, угловатый.

Сергей Безруков, который в очередной раз играет Владимира Высоцкого — Влада Вертикалова, кажется гораздо достовернее без грима и со своим голосом. Чулпан Хаматова довольно точно копирует манеры Беллы Ахмадулиной. Очень хорош, собственно, сам Аксенов-Ваксон — артист МДТ Алексей Морозов, мужественный и очень советский. Это сочетание качеств надолго обеспечило его работой в нашем кино — в грядущих «28 панфиловцах» он играет политрука Клочкова, а во «Времени первых» — космонавта Германа Титова.

«Таинственная страсть» к ностальгии










Однако на уровне кастинга весь креатив создателей заканчивается. Для оригинальной киноистории в «Таинственной страсти» слишком много стереотипов и клише, а также откровенный переизбыток ностальгии.

Ностальгическим флером окутаны даже вездесущие чекисты, «просто делающие свою работу». Обаятельный Алексей Барабаш, недавно сыгравший легендарного певца Валерия Ободзинского («Эти глаза напротив», «Первый канал»), в том же романтическом регистре играет сотрудника КГБ. Разве что костюм стал построже и взгляд пронзительнее.

В таком кино ностальгия является самоцелью. И в этом новый сериал — плоть от плоти современного российского ТВ. Пока дети смотрят «Доктора Стрэнджа» и «Мстителей» из вселенной Marvel, их родители обитают во вселенной ностальгического Советского Союза. Меняются лица, но постоянен жанр — лирическая мелодрама в исторических декорациях. Уютные скатерки, теплый свет фонарей, шпильки и юбки колоколом...

Конечно, периодически на ТВ появляются фильмы, где советский миф используется в творческих целях — «Оттепель» Валерия Тодоровского или «Фарца» Егора Баранова. Но «Таинственная страсть», судя по первым сериям, к этим исключениям не относится. Несмотря на великолепные исходные данные.

Прямой эфир