Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Полный провал!

Театральный музей в Петербурге посвятил выставку не сразу признанным шедеврам
0
Полный провал!
«Чайка» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Фото предоставлено пресс-службой Театрального музея
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Оригинальную тему выбрал для экспозиции «Полный провал» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Объектом внимания музейщиков стали сценические неудачи, которые позже были признаны классикой мирового театра.

— Мы хотели отразить курьезы и парадоксы, произошедшие в истории театра, — рассказала старший научный сотрудник музея Наталья Вайнберг. — Как случилось, что провалились «Кармен», «Лебединое озеро», «Весна священная» и чеховская «Чайка»? Мне кажется, что эта выставка даст надежду молодым, дерзким творцам, которые потерпели неудачу на премьерах. Хочется пожелать им не отчаиваться и продолжать делать свое дело.

История посредством экспонатов петербургской выставки свидетельствует: «В 1868 году в Милане провалилась опера «Мефистофель», длилась она пять с половиной часов и закончилась в полночь… Подлинное рождение этой оперы произошло в 1901 году в Ла Скала с Шаляпиным в заглавной партии».

«Лебединое озеро», Москва, Большой театр, 1877 год. Критик Герман Ларош писал, что «по танцам это едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России». Неудача в Москве закрыла балету доступ на петербургскую сцену. Оказывается, первое появление на сцене «Лебединого озера» в постановке чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера не вызвало у зрителей никакого энтузиазма.

Ни аплодисментов, ни свиста не раздалось в Петроградском театре оперы и балета 7 марта 1923 года, когда публике был показан балет «Величие мироздания» Федора Лопухова. Псевдопровал перечеркнул целое направление в советской хореографии. В постановке участвовал Джордж Баланчин, впоследствии воплотивший в жизнь многие замыслы своего наставника. 

Полным провалом стала и премьера «Чайки» 17 октября 1896 года в Александринском театре. Чехов воспринял неудачу спектакля как личный крах — уехал не только из театра, но и из Петербурга.

Полный провал!








А вот на скандальной премьере «Весны священной» в постановке Вацлава Нижинского Сергей Дягилев, напротив, потирал руки: «Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия».

Еще факт. Вацлав Нижинский, новатор танца, «человек-птица», «второй Вестрис», был уволен из Мариинского театра по требованию императорской семьи за слишком откровенный костюм в балете «Жизель»...

Канули в Лету времена, когда публика освистывала спектакль, демонстративно топая ногами, забрасывала актеров тухлыми яйцами и гнилыми помидорами. Но остались в мемуарах, архивах, музеях многие драматические истории. Экспозиция представляет редчайшие артефакты: снимки гравюр первой постановки «Лебединого озера», фотографии репетиций балета Шостаковича «Болт» (1931), который не дошел даже до премьеры. Отзывы зрителей и критиков, шаржи…

Здесь же можно ознакомиться с великолепными театральными байками. Например, такой: «Однажды Станиславский в «Трех сестрах» в роли Вершинина представился Лужскому, игравшему Андрея Прозорова: «Прозоров». Лужский поперхнулся и ответил сдавленным голосом: «Как странно — я тоже».

Выставка будет работать до 4 декабря.

Прямой эфир