Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Федор Чистяков: «Не хочешь умереть молодым — будь рациональным»

Основатель группы «Ноль» — об алкогольном прошлом, правильном настоящем и славном будущем
0
Федор Чистяков: «Не хочешь умереть молодым — будь рациональным»
Фото: ТАСС/Интерпресс/Георгий Поляков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Знаковая фигура питерского рока конца 1980-х Федор Чистяков, многим известный как Дядя Федор, несколько дней назад презентовал ретроспективный альбом «Ноль+30», а 20 ноября отпразднует «нулевой» юбилей в одном из столичных клубов. В преддверии события Федор пообщался с обозревателем «Известий».

— Ранний «Ноль» выглядел группой почти случайной, созданной «по приколу» совсем молодыми ребятами как саундтрек к их расслабленной алкогольно-курительной жизни. Согласишься сейчас с такой формулировкой?

— Нет, не соглашусь. Курительно-алкогольная жизнь — это был скорее тренд, в который мы, сами того не ведая, успешно вошли. Я впоследствии сильно заигрался со всеми этими штучками. Изначально мы пытались писать серьезные песни. Не скажу, что получалось очень удачно, но тем не менее. Мы слушали солидные группы — «Пинк Флойд», «Битлз», «Дженезис», «Лед Зеппелин». Панк-рок я вообще никогда не любил.

Мой ближайший соратник по группе Алексей Николаев очень ревностно относился к выбору материала. Например, когда я предложил записать песню «Школа жизни», он сказал примерно так: «Что это? Мы теперь блатняк играть будем?» Но в результате мы ее всё же записали. И тема про то, как «я научился водку пить из стаканов», оказалась одной из самых популярных в нашем репертуаре.

— После того как в 2009-м ты возобновил активную музыкальную деятельность, у тебя появился рациональный подход к профессии. Съемки в телепрограммах, отмечание «круглых» дат в творческой биографии, переиздание «золотых» хитов... Это так?

— Да тоже не совсем. Разумеется, рациональности в моих поступках стало больше. Но это неизбежность. Если хочешь жить дальше, а не умереть молодым — без рациональности не обойтись.

Попытка отметить круглую дату была до нынешнего года лишь одна и не сильно успешная. Так что, можно сказать, сейчас у нас первый юбилей, и считаю, совершенно обоснованный. Ну и, соответственно, выпуск по этому случаю альбома с перезаписанными песнями более чем уместен. Да, я хочу делать то, что люди будут слушать. И последние годы показали, что мне это удается. Я чувствую свою востребованность.

— В твоем последнем альбоме «Без дураков» немало привязок к текущему информационному потоку. Это заметно даже в названиях песен: «Дефолт», «Ордер на арест», «Уборщица из Газпрома»...

— Альбом «Без дураков» — весьма своеобразная для меня работа. Песни для него писал не я, поэтому не могу в полной мере ответить на вопросы, как рождались его герои и образы. Но вышел очень интересный проект. Однако вряд ли я захочу записать второй такой же. Мне кажется, тема ленты новостей в «Без дураков» уже раскрыта полностью.

— Кто посоветовал тебе помочь Тане Булановой записать кавер на твою легендарную композицию «Человек и кошка»?

— Я искал какое-то интересное решение для данной песни. Самому перепеть ее в альбоме «Ноль+30» было бы очень скучным. Обычно на концертах «Человека и кошку» поет зал. У меня даже была мысль устроить в студии некий народный флешмоб.

И вдруг директор нашего проекта Юрий Чернышевский сказал, что может обратиться к Татьяне, с которой он сотрудничал в другом проекте. Ну и обратился. Прелесть коллаборации с Булановой — в абсолютной неожиданности. Мне бы и не приснилось, что она будет петь «Человека и кошку». Люблю, когда жизнь преподносит такие сюрпризы.

— Почему для юбилея выбрано 30-летие первого альбома «Музыка драчевых напильников», а не 25-летие самого успешного творения «Ноля» — диска «Песня о безответной любви к Родине»?

— Решение пришло извне. В начале года в интернете откуда-то появился альбом «Ноль+30» и новостное сообщение о том, что «Федор Чистяков с группой «Ноль» записали альбом, посвященный тридцатилетию группы». Я очень заинтересовался, что же я записал с «Нолем»?

Оказалось, какие-то предприимчивые люди просто выложили в Сеть очередную компиляцию наших старых, всем хорошо известных треков. Удалось, к счастью, разобраться с этим «альбомом» и остановить его распространение.

Но я осознал — надо записывать что-то подобное самому, а то всё сделают без меня. Изначально я ведь не планировал выпускать второй за год альбом. Однако пришлось. И 2016-й стал для меня рекордным. В общей сложности я провел в студии звукозаписи четыре месяца.

— В конце 1990-х классический состав раннего «Ноля» ненадолго воссоединялся. Как дальше сложилась судьба твоих прежних соратников по группе?

— В связи с тридцатилетием группы мы стали общаться больше, чем прежде. Единственный, кто имеет сегодня действующий проект, — Анатолий Платонов (группа «Самые неприятные кавалеры». — «Известия»), с которым мы и начали группу.

Алексей Николаев работает в студии звукозаписи. Остальные сейчас не связаны с музыкой совсем. Я предложил Алексею спеть пару песен в новом альбоме. Хотя в «Ноле» он в основном был заметен за барабанами и с балалайкой, но на первом-то альбоме, записанном в 1986 году, спел половину всех песен. Вот это мы и решили вспомнить. 

— Мог бы сейчас «Ноль» собраться в историческом составе?

— Мне кажется, в наших отношениях произошла важная перезагрузка. Они начали складываться заново. Что касается воссоздания группы в историческом составе, то разве что для артефакта. В реальности сейчас со мной играет очень мощный состав, который включает в себя опытнейших музыкантов. Те, кто был на последних концертах, думаю, всё поймут.

— Ты в разное время исполнял под баян немало советских шлягеров. Что тебя к ним влекло? Ты же вырос на мировой рок-классике.

— Ну, во-первых, я всё-таки слушал и эти советские шлягеры. Не слышать их, живя в Советском Союзе, было невозможно. Поэтому на них я тоже рос. А во-вторых, моя жизнь сложилась несколько иначе, нежели у большинства музыкантов. Обычно все начинают с каверов и только спустя годы приходят к творческим проектам. У меня же было всё наоборот: я сразу, с 19 лет начал играть в собственной группе, которая быстро стала успешной. У меня не было необходимости разучивать еще чьи-то песни. Но впоследствии стало интересно поискать себя и в чем-то другом, кроме рок-н-ролла.

— Некоторые твои песенные строки стали фактически афоризмами для нескольких поколений. И что мешает сейчас подобрать такие же емкие и точные слова?

— Не думаю, что в этом есть моя какая-то заслуга. Всё приходит в свое время. Если будет нужно — придет и сейчас. Я всем доволен. Думаю, что многое из того, что я делаю сегодня, будет оценено позже.

— Ты спел «Улицу Ленина 20 лет спустя». Может и «Песню о настоящем индейце» пора дополнить спустя четверть века?

— Пока вдохновение на эту песню ко мне не приходит. А делать что-то просто ради даты не хочется. Вообще переделывать собственные сочинения порой очень болезненно. Весной мы планируем еще одну мощную акцию, связанную с «Нолем» и юбилеем, — может, тогда что-то придумаю. Но, честно говоря, уже хочется двинуться дальше, к новым песням.

Прямой эфир