Слово за правительством и ЦБ

Во вторник новостное пространство всколыхнула новость об аресте министра экономического развития Алексея Улюкаева. На следующий день — сообщения об обысках в офисе «Роснано». Подобные действия, даже тогда, когда они абсолютно обоснованны, когда они и сами по себе идут в рамках закона, и нацелены на исполнение закона, пугают инвесторов.
Но испугавшись — раз, два, три и увидев в дальнейшем, что на самом деле происходит оздоровление ситуации, что это не какая-то борьба с инакомыслием, то есть не какие-то политические факторы, а именно аспекты, связанные с коррупционными проявлениями, инвесторы рано или поздно успокаиваются. Ведь, например, инвесторы активно вкладываются в тот же самый Китай, несмотря на многочисленные и гораздо более жесткие действия властей против чиновников, погрязших в соответствующих коррупционных проявлениях. Здесь, в нашем случае, всё зависит от системы стимулов и контрстимулов.
Неопределенность, которая, быть может, возникает в головах у некоторых инвесторов в связи с подобными действиями, может быть компенсирована соответствующими мерами, направленными на улучшение инвестиционного климата с точки зрения законодательства, с точки зрения прекращения постоянного его изменения, когда несколько сотен законов принимается в каждую сессию, причем гигантская часть из них инициирована именно правительством, а не самими депутатами.
Инвесторы успокоятся, когда денежно-кредитная политика Центрального банка будет нацелена не на сжатие спроса, а именно на экономическое развитие; когда наш бюджет будет не сокращать различные меры, связанные с развитием экономики, образования, здравоохранения, а наоборот — пусть будет немного дефицитным, но станет поддерживать те самые отрасли, которые во всем мире являются драйверами роста.
Все эти компенсирующие, но последовательно проводимые действия, безусловно, вселят в инвесторов уверенность.
Сейчас же ситуация характеризуется тем, что абсолютно правомерные действия, связанные с соблюдением закона, с одной стороны, не компенсируются стимулирующими, поддерживающими экономическое развитие действиями — с другой стороны. Ведь даже базовый экономический прогноз и построенный на нем проект бюджета фактически не предполагают каких-либо мер, которые позволили бы выскочить из этого весьма консервативного и, я бы сказал, пессимистичного базового прогноза.
Фактически те меры, которые предлагаются, уже вписаны в базовый прогноз и обеспечивают реализацию именно базового прогноза.
Таким образом, в аспекте проводимых действий ситуация с поведением инвесторов и предпринимателей в целом неоднозначна. Всё зависит от другой стороны — собственно, от активности экономического блока правительства и Центрального банка, которые, к сожалению, сейчас скорее, наоборот, закрываются, «закукливаются» и не занимаются, собственно, активизацией экономического развития.
Автор — председатель экспертного совета Фонда развития промышленности (ФРП) и сопредседатель «Деловой России»