Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
Действующий мэр Лондона Садик Хан в рекордный третий раз победил на выборах
Общество
Жителям поселков под Авдеевкой в ДНР привезли куличи к Пасхе
Армия
Российские ПВО уничтожили еще один БПЛА над Белгородской областью
Общество
МВД РФ объявило в розыск бывшего и. о. министра обороны Украины Коваля
Мир
В Крыму призвали Запад принять позицию литовского политика Вайткуса о полуострове
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Общество
МЧС сообщило об обнаружении двух потерявшихся на Эльбрусе туристов
Мир
На Украине констатировали потерю доверия граждан к минобороны страны
Спорт
Путин отметил популярность и успех фестиваля Ночной хоккейной лиги
Мир
В США заявили о необходимости отказа Киева от части территорий
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Мир
Самолет с частицей Благодатного огня на борту вылетел из Иерусалима в Москву
Мир
Политолог назвал объявление Зеленского в розыск сигналом для других стран
Мир
Президент Таджикистана Рахмон приедет в Москву на День Победы 9 мая

Тайная недоброжелательность «Дамы пик»

Павел Лунгин нашел метафору русской жизни в репертуарном театре
0
Тайная недоброжелательность «Дамы пик»
Фото предоставлено пресс-службой PR Агентства Sarafan
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышла «Дама пик» — крайне неровный, но интересно задуманный триллер Павла Лунгина о непреходящем значении русской литературы.

Мировая оперная звезда София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается в Россию после долгого перерыва, чтобы лично поставить на сцене родного театра «Пиковую даму» Чайковского. Когда-то она начинала карьеру с партии Лизы — сегодня эта роль перепоручена ее скромной племяннице. На себя же дива примеряет образ Графини. Германа должен петь народный артист (Владимир Симонов), однако молодой и дерзкий тенор Андрей (Иван Янковский) уверен: Пушкин и Чайковский писали для него.

События вокруг постановки «Пиковой дамы» с небольшими вариациями повторяют фабулу оперы — самоуверенный плебей, мечтающий пробиться в высшую лигу, использует влюбленную в него девушку, чтобы расположить к себе ее знаменитую тетку и заполучить заветную партию.

Герой Янковского маниакально зациклен на роли Германа, и даже пытается играть в подпольном казино, надеясь, что уж в его-то случае за семеркой последует туз. Как только действие начнет набирать обороты, начитанный зритель сразу разглядит отсылки и к другим великим книжкам помимо «Пиковой дамы».

Даже беглого взгляда на синопсис достаточно, чтобы вычислить кинематографический источник вдохновения Павла Лунгина. Нет никаких сомнений, что на идею нового фильма заслуженного режиссера натолкнул «оскаровский» хит шестилетней давности «Черный лебедь», где «Лебединое озеро» Чайковского сводит с ума психически неустойчивую балерину. Конечно, это была только отправная точка для творческой фантазии — если Даррен Аронофски копался в комплексах и потаенных желаниях отдельно взятого индивидуума, то Лунгин вознамерился — ни много ни мало — раскрыть трагический секрет русской истории.

Тайная недоброжелательность «Дамы пик»










Не так давно Константин Райкин сокрушался: «Неужели Достоевский настолько гениальный писатель, что напророчил про нас на тысячу лет вперед!». Лунгин даже не сомневается — да, наши великие классики очень точно говорят про нас сегодняшних, и дело не столько в их прозорливости, сколько в неизменности нашей породы.

Вся русская история, достаточно прямолинейно говорит режиссер, состоит из бесконечных повторений одних и тех же ситуаций — меняются лица, но мотивы неизменны, как неизменен и исход. Вот и получается, что репертуарный театр с его бесконечными интерпретациями классики — лучшая метафора русской жизни.

Наполеоновские амбиции Лунгина высказаться про фундаментальные вопросы отечественной культуры ощущаются почти сразу и немного пугают. В то же время местами «Дама пик» действительно успешно притворяется триллером. Внутренние интриги театра соседствуют с кавказской мафией, «русская рулетка» — с оперной дуэлью, где артисты спорят, едва не сорвав голоса, кто возьмет ноту выше.

К сожалению, все это органично сплести не получается — оперная серьезность резонирует с карикатурными образами и откровенным китчем. Артисты играют крайне неровно — даже прекрасная Ксения Раппопорт. Лучше всех, как ни странно, справляется молодая актриса, ученица Сергея Женовача Мария Курденевич, играющая ее племянницу.

Очевидно, что при удачных обстоятельствах «Дама пик» могла бы стать не только самым умным за последние годы, но и самым зрительским фильмом режиссера. Но в том-то и дело, что проекту не везло с самого начала. На первых порах Лунгин задумывал его снимать на английском языке и позвал писать сценарий Дэвида Сайдлера, лауреата «Оскара» за «Король говорит!». Роль Ксении Раппопорт предназначалась Уме Турман, а Рэйф Файнс должен был сыграть ее демонического друга, содержателя тайного казино (его заменили — и крайне удачно! — Игорем Миркурбановым).

Но перспективы заманить голливудских звезд стали совсем призрачными, когда некстати упал рубль. Даже оригинальное название сохранить не удалось — по всей видимости, фильм пришлось переименовать из-за прошлогоднего хоррора «Пиковая дама: Черный обряд». В итоге, картину проигнорировали все крупнейшие фестивали. Как и в случае с Германом, дама пик не принесла своим поклонникам удачи.

Прямой эфир