Коалицией едины

В Москве не видят препятствий для того, чтобы войти в состав коалиции по борьбе с терроризмом в Сирии вместе с США. Для этого, принимая во внимание победу Дональда Трампа на президентских выборах, есть определенные предпосылки. Вместе с тем на формирование такого объединения может уйти далеко не один месяц.
Россия допускает участие в совместной с США коалиции по борьбе с терроризмом в Сирии. Но для этого в подходах Вашингтона к сирийскому кризису должны произойти изменения, на которые, впрочем, можно надеяться в связи с победой Дональда Трампа на президентских выборах. Об этом «Известиям» заявил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
— Каких-то непреодолимых препятствий для этого не существует. Безусловно, нам важно понимать, что стратегические цели США в отношении Сирии изменятся, поскольку до сих пор их целью было не столько подавление терроризма, сколько смена режима. Если будут какие-то изменения — а это вполне соответствует предвыборной риторике (Дональда) Трампа, который говорил, что США перестанут вмешиваться в дела других государств, — если главной задачей (Вашингтона) станет подавление терроризма на территории Сирии, то я не вижу никаких проблем с тем, чтобы мы входили в коалицию с США, которая в своих действиях будет руководствоваться исключительно нормами международного права, — сказал Константин Косачев.
Вопрос участия России и США в борьбе с терроризмом в рамках одной коалиции периодически поднимается на протяжении последних месяцев. Москва скептически относится к идее вхождения в состав объединения во главе с Вашингтоном, которое в настоящее время наносит удары по целям в Сирии и Ираке. Российские представители отмечают, что деятельность этой коалиции не соответствует нормам международного права, поскольку она не была санкционирована Советом Безопасности ООН. Кроме того, если Багдад обращался к американцам с просьбой оказать поддержку в борьбе с терроризмом, то от Дамаска аналогичной просьбы не поступало.
Таким образом, вхождение России в коалицию с США можно допустить только при условии легитимизации последней путем принятия соответствующей резолюции Совбеза ООН. Иной вариант — тоже, впрочем, не отменяющий необходимости одобрения Совбеза — формирование новой коалиции.
В очередной раз эту тему поднял бывший президент Франции Николя Саркози.
— Следует быть реалистами и признать, что невозможно урегулировать сирийский кризис без участия США. Поэтому хорошая новость, хотя бы одна, заключается в том, что после победы Дональда Трампа мы сможем избавиться от совершенно контрпродуктивной атмосферы холодной войны между США и Россией и воспользоваться возможностью создать единую и единственную коалицию, — сказал Саркози 18 ноября в ходе теледебатов участников праймериз правых партий Франции.
По мнению старшего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Бориса Долгова, в целом можно ожидать изменений подходов США к сирийскому кризису и, как следствие, формирования совместной российско-американской коалиции по борьбе с терроризмом, но эти процессы займут много времени.
— Мы слышали абсолютно правильные заявления Трампа. В частности, он сказал, что в Сирии США должны бороться не с сирийским президентом Башаром Асадом, а с терроризмом. Но смена администрации произойдет только в январе 2017 года. До этого момента подвижек не будет. Кроме того, надо понимать, что США поддерживают многие вооруженные группировки, а потому речь пойдет о кардинальном изменении позиции и подходов, что одномоментно не делается. Трампу потребуется преодолеть сопротивление силовых ведомств, в частности Пентагона и ЦРУ. Всё это потребует значительного количества времени. И опять же нельзя исключать, что риторика у Трампа одна, а делать он будет совсем другое, — подчеркивает эксперт.