Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин присвоил звание Героя России 100-летнему ветерану ВОВ Садыкову
Экономика
Власти могут упростить экспорт алмазов из России
Происшествия
На юге Херсонской области объявлена ракетная опасность
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Мир
МИД Киргизии призвал своих граждан временно воздержаться от поездок в РФ
Авто
Продажи автомобилей в РФ в январе–апреле 2024 года выросли на 71%
Наука и техника
«Известия» показали обустройство кабины машиниста нового поезда «Иволга 4.0»
Общество
Подозреваемого в нападении на девочку в Люберцах задержали
Общество
Путин наградил подростков, спасавших людей во время теракта в «Крокусе»
Общество
Полиция установила личность ударившего школьницу прохожего в Подмосковье
Мир
На Украине сообщили о бегстве уклонистов в Молдавию
Политика
В Совфеде обвинили Швейцарию в утрате нейтрального статуса
Происшествия
В Белгородской области мужчина погиб при попытке разобрать мину
Здоровье
Диетолог предупредила о вреде пасхальных куличей для здоровья
Экономика
Эксперт назвал заявления о серьезном повреждении энергосистемы Украины пропагандой
Происшествия
При атаке дрона ВСУ в Белгородской области поврежден жилой дом
Общество
ФСБ задержала в ЛНР собиравшую сведения о ВС России гражданку Украины

Брянщина обетованная

Писатель Александр Проханов — о том, кто возрождает российские регионы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Невозможно слушать унылые прогнозы либеральных экономистов о том, что застывшая на нуле экономика сегодняшней России — это чуть ли не навсегда, что полпроцента годового прироста — это неизбежность, это некая «новая реальность», к которой должны привыкнуть мы, мечтающие о рывке, о развитии, о стремительном взлете России. «Тепловая смерть», о которой вещают высоколобые либералы, есть ложь, злые чары, которыми хотят околдовать русский ум, русское стремление к возрождению.

В своих непрерывных поездках по России я ищу опровержения этому злому колдовству, ищу примеры, когда воля, ум, творческая страсть превращают остывшую народную жизнь в сияющую плазму творчества.

Брянщина — еще недавно печальный край опустошенных земель, остановившихся заводов, исчезающего населения. И вот я на Брянщине. Узнал с изумлением, что прирост промышленного производства здесь исчисляется двузначным числом. А прирост в сельском хозяйстве опережает прирост в плодородном кубанском краю.

Брянский автомобильный завод в советское время выпускал уникальные изделия, делал Брянск городом новой цивилизации. В 1990-е годы завод убили, как убивают китов безжалостные китобои. И до недавнего времени по огромным заржавелым цехам бессмысленно ходили сонные люди, как полумертвые пчелы в опустевшем улье. Но завод спасли. Сейчас это мощное производство, где строятся многоосные ракетовозы, стальные гиганты с непомерными колесами. На эти ракетовозы будут поставлены могучие зенитно-ракетные комплексы — гаранты нашей военно-воздушной безопасности.

Отличные дороги федерального значения, а также те, что ведут к районным центрам, развязки, мосты начинают связывать брянские пространства в пульсирующее живое единство.

Мое изумление, мое неверие усилили рассказы о том, что на брянских землях снимают урожай пшеницы до 100 центнеров с гектара. И это не блеф, а новая брянская реальность.

Мне хотелось увидеть этих хлеборобов. Таких хозяйств на Брянщине не тысячи, не сотни, а, пожалуй, не больше десятка. Их владельцев не назовешь традиционными фермерами, ибо у них — десятки тысяч гектар. Эти люди — не магнаты, не банкиры, не высоколобые академики. У одного 10 классов образования. Другой еще недавно работал в дежурно-постовой службе. Третий — обычный инженер. Это их поля, похожие на драгоценные шелковые платки. На машинных дворах стоят десятки могучих русских и зарубежных тракторов и комбайнов, которые в 10, а то и в 20 раз превосходят производительность прежних машин.

Хранилища зерна и картофеля, полукруглые, из рифленого железа ангары, напоминают стада фантастических гигантских животных, которые столпились среди лесов и полей. День и ночь подъезжают и отъезжают фуры, везут картофель из Брянска в Магадан и к Тихому океану. Откуда взялись эти работящие мужики, которые среди разрушенных деревень и заросших лесом полей возводят новую аграрную цивилизацию? Эти люди и есть брянское русское чудо. Они утверждают, что среднерусская земля, среднерусский климат — самые удобные и благоприятные в Европе для выращивания зерновых культур и картофеля. А экономические условия, которые созданы для этого в России, — рента и покупка земли, банковское кредитование, налоговое бремя — во многом благоприятнее, чем те, что созданы на Западе. Здесь требуются только интеллект, знание технологий, неутомимое дерзание. Увлекательный мир современной агротехники позволяет выращивать баснословные урожаи. Слово «технология» для этих людей ключевое. Они добывают эту технологию не только из книг, не только из лекций известных профессоров и аграрников. Они неустанно ездят за границу — в Германию, в Голландию. Учатся у заморских фермеров, где хитростью, где по-доброму добывают ценные сведения, не устают совершенствоваться, создают особую трудовую этику, являют собой тип новых русских пассионариев, не пеняющих на государство, не требующих от него непрерывных денежных вливаний.

Они богачи, но свою прибыль тратят не на яхты, дворцы или бессмысленные кутежи. Каждый рубль — в развитие. Покупают новейшую технику. Ставят новые хранилища. И вокруг этих поселений создаются новые ареалы жизни. Покидая перенасыщенные народом города, люди возвращаются в родные места — в деревни и села — и получают здесь работу.

Губернатор Брянщины — Александр Васильевич Богомаз. Славная фамилия, ведущая начало от тех, кто писал иконы, ставил их в храмах. Богомаз — из этих людей. Он человек земли, одержим землей. И у него ключевое слово — технология. Это он в свое время собрал вокруг себя крепких брянских мужиков и, начиная с нуля, создал это аграрное царство. Теперь, получив пост губернатора, он стремится втянуть в русло развития всю губернию, будь то село или завод, кондитерская фабрика или библиотека.

Любить народ и бояться Бога — вот глубинная заповедь. Пусть ею руководствуются сегодняшние губернские лидеры. Пусть желают своему народу счастья и благоденствия. Пусть стремятся превратить свои губернии в лучшие земли России. И тогда у них будет успех. Такими мечтателями являются калужский губернатор Анатолий Артамонов и белгородский губернатор Евгений Савченко. Таким губернатором является Александр Богомаз. Благодаря их трудам будут опровергнуты унылые кликушеские предсказания либеральных паникеров. Новая реальность России — это 100 центнеров зерновых с гектара, это люди, очнувшиеся ото сна, начинающие новое освоение гигантских русских земель в 12 часовых поясах.

Брянская мечта — это не просто урожаи, могучие трактора и комбайны. Здесь возвращается полям урожайность, а людям — пассионарность. Русские — пассионарный народ. Иначе бы мы не выиграли войны и не улетели в космос. Брянская земля, которая многим казалась безнадежно потерянной, — обетованная. Ее нужно увидеть, узнать, какая она восхитительная и несравненная. Прекрасны эти реки, на которых селились древние славяне. Восхитительны леса, в которых в годы войны бушевало партизанское восстание. Как белоснежны и божественны церкви и монастыри, соединяющие небо и землю таинственным световодом!

Двигаюсь по Брянщине, поглаживаю ладонью стальные корпуса ракетовозов, погружаю руку в горы прохладного душистого зерна, слушаю хор крепких голосистых певцов, которые поют любимую на Брянщине песню «Россию строят мужики». Мужики, какие вы славные и могучие! Дай вам Бог строить нашу Россию.

Прямой эфир