Минпромторг заказывает музыку

Созданный в 2016 году департамент развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли России, который курирует индустрию детских товаров, товаров для инвалидов и граждан пожилого возраста и народно-художественные промыслы, займется поддержкой отечественных производителей музыкальных инструментов.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» рассказали, что поддержка производителей музыкальных инструментов планируется путем финансирования участия предприятий в российских и зарубежных выставках. На господдержку могут рассчитывать инвесторы, заинтересованные в развитии производства музыкальных инструментов, — созданный Минпромторгом Фонд развития промышленности готов предоставить финансовое обеспечение проектам предприятий на сумму от 50 до 300 млн рублей, на поддержку проектов консорциумов — займы от 100 до 500 млн рублей и финансовое обеспечение технологического перевооружения — на сумму лизингового займа до 250 млн рублей. Также министерство готово компенсировать большую часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов в сфере музыкальной промышленности.
В реестре предприятий музыкальной промышленности Минпромторга значится всего 48 организаций малого и среднего бизнеса из 20 регионов России. Из этих компаний 25 специализируются на производстве народных инструментов: аккордеонов, баянов, гармоней, балалаек, домр и пр., которые изготавливаются в традициях местной локальной художественной культуры (то есть с применением ручного труда и методов творческого варьирования — инкрустации металлом, деревом, перламутром, резьбы и росписи по дереву).
Российские музыканты констатируют, что в последние годы отечественные производители инструментов теряют свои позиции.
По словам композитора и виолончелиста Ярослава Судзиловского, индустрия музыкальных инструментов в России находится в упадочном состоянии.
— Советские фабрики делали не блестящие, но надежные инструменты, но сейчас достаточных производственных мощностей, чтобы говорить о существовании в России индустрии, нет. Для обучения используют инструменты, изготовленные в Китае, а для выступлений музыканты покупают инструменты у мастеров-надомников, имена которых уже наперечет, — отметил Ярослав Судзиловский.
Мастер при Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Николай Стасов выразил опасения, что традиции мастеров, изготавливающих сольные инструменты, могут быть потеряны.
— Обучиться изготовлению сольных инструментов можно только у мастера, работая вместе с ним. Однако мастера сейчас никак не поддерживаются, преемственности нет, помещения под мастерские, где можно было бы обучать учеников, не предоставляются, — прокомментировал Николай Стасов.
В Минпромторге отметили, что к настоящему времени в России не сохранилось предприятий, серийно производящих фортепиано, рояли, духовые инструменты (за исключением народных), барабанные установки, скрипки и альты. А использующие бренды советских фабрик организации занимаются в основном сборкой, настройкой и последующей перепродажей зарубежных инструментов.
В системе государственного управления РСФСР координация музыкальной промышленности относилась к ведению Министерства местной промышленности РСФСР, прекратившего свое существование с изменением государственного устройства в 1991 году. Переход к рыночной экономике без господдержки, координации и заказа способствовал развалу крупнейших производств. Так ушли в историю Фабрика музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского (Санкт-Петербург), фабрика клавишных инструментов «Красный Октябрь» (Санкт-Петербург), Завод духовых музыкальных инструментов (Санкт-Петербург), комбинат музыкальных инструментов «Лира» (Москва), фортепианная фабрика «АККОРД» (Калуга) и многие другие.