Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Как полюбить себя в искусстве

Ясумаса Моримура вступил в диалог с шедеврами Пушкинского музея и его посетителями
105
Как полюбить себя в искусстве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пушкинский музей представил провокационную выставку автопортретов одного из самых известных японских художников «Ясумаса Моримура. История автопортрета». Экстравагантному гостю, получившему известность благодаря перевоплощениям в персонажей классической живописи, позволили разместить свои фотопародии в пространстве постоянной экспозиции и вступить в творческий диалог с великими мастерами прошлого.

­— Идея представить мои произведения рядом с оригиналами классических художников могла быть осуществлена только в стенах Пушкинского музея, который обладает выдающейся коллекцией живописи, — заявил Моримура, поблагодарив ГМИИ за готовность пойти на эксперимент.

Как полюбить себя в искусстве

Музей действительно решился на смелый шаг. Моримура здесь повсюду ­— от Итальянского дворика в основном здании до всех этажей Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Именно там разместилась основная часть собрания. Причем работы Моримуры встречают посетителя уже на лестнице.

Огромное тондо «Внутренний диалог с Фридой Кало. Праздничное убранство» можно воспринимать как квинтэссенцию всей выставки. Портрет художника в образе Фриды обрамлен искусственными цветами и пошло-розовым орнаментом. Щеголяя показным дурновкусием, Моримура сразу дает понять: его искусство нельзя воспринимать всерьез. Это интеллектуальная игра, где на первом плане — остроумие аллюзии.

Как полюбить себя в искусстве

«Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери» — всплывают в памяти пушкинские строки при виде фотопринтов с изображением Ван Гога с отрезанным ухом, старца Да Винчи и вермееровской девушки у окна. В «роли» всех их, разумеется, сам Моримура. Понимание того, что здесь есть какой-то подвох, приходит при встрече с «Автопортретом в образе блудного сына, около 1635». Вместо одного из главных экспонатов Эрмитажа японский художник на самом деле «проник» в иной сюжет Рембрандта, уже из Дрезденской галереи — «Автопортрет с Саскией на коленях».

И это только начало квеста. В следующем зале восемь огромных фотографий, объединенных названием «Менины оживают ночью», заставляют зрителя вспоминать не только оригинал в целом, но и детали. На одном снимке — зал Веласкеса в Прадо. На другом — полотно уже крупным планом, но вместо лиц персонажей — физиономия Моримуры. Далее герои композиции Веласкеса «вылезают» из картины в пространство музея, а завершает серию кадр, на котором все портреты в зале — опустевшие, без людей.

Обыгрывая хрестоматийные «Менины» и внедряя свое «я» в произведение искусства, Моримура идет вслед за самим Веласкесом, который изобразил себя среди персонажей полотна и зашифровал в этой сцене несколько мини-сюжетов. Но нельзя не признать, что творчество Моримуры вторично — хотя бы потому, что не имеет смысла без сравнения с оригиналами.

Как полюбить себя в искусстве​​​​​​​

Увлеченный перевоплощениями, автор забывает о собственной индивидуальности, хотя, казалось бы, так любит «себя в искусстве». И в этом плане проекты Яна Фабра в Эрмитаже и Леонида Сокова в Третьяковской галерее представляются куда лучшими примерами взаимодействия современного и классического искусства. Фабр — всегда узнаваем, Соков — более деликатен и самобытен. У Моримуры же прием заменяет и стиль, и содержание.

Уже уходя с выставки, зритель может заметить небольшой стеклянный стенд, где экспонируются крошечные черно-белые фотографии из семейного архива Моримуры. Но даже их художник смог превратить в арт-объект, объединив в серию «Когда я ничего не знал об искусстве». И всматриваясь в черты без грима, мы впервые видим истинное лицо художника, а не один из его множества «аватаров». Скинув маску, клоун напоследок вышел на поклоны. 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением