Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В «Цифровом ликбезе» школьников научат правилам безопасной интернет-торговли
Общество
Бывший скрипач группы «Крематорий» Бухаров скончался в Воронеже
Экономика
Экологи предложили создать стандарты утилизации покрытий детских и спортплощадок
Мир
Австралийская авиакомпания выплатит клиентам $13,1 млн после скандала с билетами
Происшествия
Актера из «Улиц разбитых фонарей» Майорова сбила машина в Санкт-Петербурге
Армия
Военный эксперт назвал ракетные учения России ответом на угрозу НАТО
Происшествия
Над Курской областью сбили украинский беспилотник
Происшествия
В Херсонской области задержали подозреваемого в шпионаже для СБУ
Пресс-релизы
Заключительная выездная сессия ПМЭФ прошла в Коста-Рике
Происшествия
В двух районах Иркутской области загорелись пять СНТ
Мир
«Хезболла» заявила о применении РСЗО «Катюша» по штаб-квартире ЦАХАЛ
Авто
В России произошло 471 ДТП за прошедшие выходные
Мир
В Польше предложили перевести европейский ВПК в режим угрозы
Происшествия
В Калининграде раскрыли убийство коллекционера и кражу вещей 1812 года
Общество
Гендиректор склада цветов в Москве получил три года тюрьмы после пожара
Общество
Число пострадавших при атаке БПЛА в Белгородской области возросло до 42
Общество
Дума одобрила закон об обеспечении ветеранов СВО авто с ручным управлением

Президентская дипломатия

Политолог Евгения Пименова — о том, что может ожидать российско-германские отношения с избранием Штайнмайера на пост президента ФРГ
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне в берлинском рейхстаге произошло громкое политическое событие: Федеральное собрание ФРГ избрало нового президента страны. Им, получив большинство голосов, стал экс-министр иностранных дел страны Франк-Вальтер Штайнмайер. Несмотря на то что формально президент не выполняет никаких важных политических функций и является в большей степени символической фигурой, выборы привлекли широкое внимание СМИ.

Действительно, то, что Штайнмайер занял пост президента страны, — явление весьма интересное в немецкой политике. Ведь решение о его выдвижении в президенты в октябре 2016 года стало неожиданным для многих. Одни эксперты отмечали, что это попытки политической переконфигурации сил в преддверии общефедеральных выборов-2017 со стороны действующего канцлера. Другие говорили, что это однозначный политический проигрыш Меркель, ведь социал-демократ был выдвинут единым кандидатом от партии Меркель ХДС/ХСС и СДПГ. Иными словами, правящая сила не смогла найти сильного претендента в своих рядах.

Так или иначе Штайнмайер — фигура заметная и имеющая солидный политический вес. Ангела Меркель, поздравляя экс-дипломата с новой должностью, отметила, что он вступает на этот пост в «непростые времена». Но ставка сделана именно на него. Ведь, будучи министром иностранных дел, он «даже в самых сложных ситуациях нащупывал верные решения», подчеркнула госпожа канцлер. Это второй профессиональный дипломат на президентском посту в истории Германии — еще одним министром иностранных дел, назначенным на эту должность, был Вальтер Шеель.

В свою очередь, избранный президент пообещал работать, чтобы «Германия по-прежнему для многих в мире оставалась якорем надежды».

В сравнении со своим предшественником Йоахимом Гауком, пастором и правозащитником из бывшей ГДР, респектабельный и  медийный Штайнмайер значительно выигрывает в глазах как политического истеблишмента страны, так и простого обывателя. Для населения он воплощает успех и стабильность: сын плотника, родившийся в простой протестантской семье, сумевший получить блестящее образование и даже послуживший в военно-воздушных силах в середине 1970-х, свое политическое восхождение он начал в правительстве Нижней Саксонии, где и познакомился с Герхардом Шредером. А позже, когда Шредер занял должность канцлера, Штайнмайер стал главой его аппарата. Одновременно с этим он занимался разработкой стратегических программных документов для своей партии — СДПГ.

При этом в своем бэкграунде он имеет и чисто человеческую, личную историю, которая активно обсуждалась в СМИ и отчасти стала элементом его политического имиджа. Дело в том, что в 2010-м из-за серьезной болезни жены Штайнмайер был вынужден ненадолго прервать свою деятельность, решив выступить донором почки для супруги. После случившегося он стал участником общенациональной благотворительной программы и завещал свои органы для трансплантации после смерти. И даже призывал людей последовать его примеру «для спасения жизни тех, кто в этом действительно нуждается».

После избрания Штайнмайера 12-м президентом ФРГ в экспертных кругах заговорили о том, что теперь он постепенно «становится историей», а его карьера близится к своему завершению, ведь политик не будет обладать никакой реальной властью.

Однако, как это ни парадоксально, в данном случае у Франк-Вальтера Штайнмайера открывается большой фронт работы: он дипломат со стажем, профессиональный переговорщик, имеет широкие контакты с ведущими зарубежными политиками. Задействуя целый круг своих формальных и неформальных связей, он вполне мог бы взять на себя роль, образно говоря, медиатора в переговорах по международной повестке. Еще Штайнмайер слишком активен, слишком «в обойме» и не допустит, чтобы нынешнее высокое назначение стало для него исключительно синекурой.

Вот, например, предыдущий президент Йоахим Гаук был известен своей весьма критичной позицией по отношению к России. Многие связывали это с тем, что его отец три года провел в советском лагере в Сибири, куда попал по обвинению в шпионаже в пользу западных стран и антисоветской пропаганде на территории ГДР. И хотя Гаук неоднократно призывал не искать в этом причинно-следственных связей, тем не менее в Россию он так и не съездил, продолжая активно ее критиковать. Из-за своих взглядов Гаук даже отказался посетить Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, а 1 сентября 2014 года в польском Гданьске, на памятных мероприятиях по поводу начала Второй мировой войны, произнес настолько резкий антироссийский спич, что даже немецкие историки выразили свое недоумение. 

На этом фоне избранный президент Штайнмайер с точки зрения перспектив российско-германского диалога предстает довольно выгодно. На посту главы МИДа он выступал против полной изоляции России после введения санкций, даже допускал их постепенное ослабление, а также говорил о возможности возвращения России в G8. Кроме того, известны его высказывания в адрес НАТО — дипломат отмечал, что попытки запугать Россию ни к чему не приведут, и призывал не отвергать идеи взаимодействия с Москвой.

Вообще Штайнмайер — один из наиболее взвешенных политиков в немецком истеблишменте, хорошо понимающий важность поддержания правильной температуры отношений между Европой и Россией.

А в воскресенье, сразу после его победы на выборах, президент России Владимир Путин пригласил политика посетить Россию в любое удобное время. Если такой визит состоится, то можно будет сказать, что у России и Германии появится дополнительный канал для прагматичного диалога.


Автор — политический обозреватель газеты «Известия»

Прямой эфир