Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Марко Боэми: «За Чайковского музыку писал Бог»

Итальянский дирижер — о Елене Образцовой, уникальности русского языка и правильной интерпретации «Пиковой дамы»
0
Марко Боэми:  «За Чайковского музыку писал Бог»
Фото: пресс-служба Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На завершившемся в Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля Шаляпинском оперном фестивале гвоздем программы стала премьера оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». За дирижерский пульт во время ее исполнения встал знаменитый дирижер Марко Боэми. В беседе с корреспондентом «Известий» итальянский маэстро раскрыл секреты своего мастерства и признался в любви к России.

— «Пиковая дама» — не первая ваша постановка в России. Вы работаете в нашей стране уже давно. Не пытались выучить русский?

— Чтобы продирижировать «Евгением Онегиным» или «Пиковой дамой», я немножечко подучил язык (смеется). Невозможно дирижировать произведением, когда не знаешь, о чем идет речь. Бывало, на репетициях исполнители предлагали мне свою трактовку, а я говорил: «Нет-нет. Вы должны использовать здесь другое слово и делать другой акцент».

Они удивленно спрашивали, не освоил ли я русский. «Нет, но я должен знать, что вы говорите», — отвечал я. К сожалению, по-настоящему заговорить на русском мне пока не удалось. Но это великолепный язык. Он так здорово звучит! Вообще я полюбил Россию всей душой.

— Партию графини на премьере исполнила солистка «Новой оперы» Александра Саульская-Шулятьева. Когда она пела, мне все время представлялась в этой роли Елена Образцова.

— Безусловно, Елена Образцова — фантастическая певица! Я дважды пересекался с ней на сцене. Однажды она как раз приезжала на Шаляпинский фестиваль в Казань. Был большой гала-концерт с очень известными солистами. И когда на сцену вышла пожилая дама, в зале зашептались: «Кто это?». А это была Елена Образцова. Из-за грима ее никто не узнал. Но она исполнила партию графини, и публика просто взорвалась аплодисментами. Люди стоя приветствовали Елену.

Когда я вспоминаю, как она пела, — мурашки по коже. Но Александра тоже хорошо поет. Ее графиня получилась намного моложе. Но разве это плохо? Графиня вовсе не обязательно должна быть 80-летней, как у Пушкина. В его времена пожилой считалась дама в 45 лет. А сейчас — это молодая женщина, согласитесь.

— «Пиковая дама» — эмоционально тяжелое произведение для исполнителей. Как вам далась работа над над этой оперой?

— Я два месяца был ежедневно погружен в эту оперу и каждый раз говорил себе: «Марко, Марко, не плачь. Сдержись». Особенно волнуют дуэт в финале первого акта и дуэт Лизы и Германа в самом конце. Когда я слышу эти номера, то думаю, что эту музыку создавал Бог. 

Если бы мне сказали: «Будут уничтожены все оперы, но ты можешь спасти десять», я бы безоговорочно включил в этот список «Пиковую даму». А если создавать мировой рейтинг самых трагических и трогательных оперных финалов, «Пиковая дама» попала бы в тройку лидеров.

Марко Боэми:  «За Чайковского музыку писал Бог»

— При жизни Чайковского отношение к его музыке было разным. Некоторые считали его, говоря современным языком, «попсовым» композитором.

— Но и сегодня встречаются критики, которые считают, что Чайковский и Пуччини — попса. Знаменитый оперный интендант Жерар Мортье говорил: «Возможно, сейчас Чайковский и Пуччини популярны, но в следующие 50 лет будут играть Яначека».

Я думаю, это слишком интеллектуальный подход к музыке. А еще скепсис зачастую связан с тем, что этих гениев просто плохо играют. Они были великими и владели мастерством прекрасно. В их нотах уже есть все акценты и краски. Исполнителю достаточно просто точно прочитать написанное.

— А вы точно прочли ноты Чайковского?

— Именно к этому я и стремился. Все детали и нюансы я проработал досконально. Порой музыканты меня спрашивали: «Маэстро, где вы эту идею увидели?». Однако это была не моя идея, а композитора.

— В вашем репертуаре есть опера Пуччини «Турандот». Композитор не успел закончить это произведение, поэтому театры используют разные финалы. Какой вариант предпочитаете вы?

— Мне, конечно, ближе версия Пуччини. Почти все его оперы имеют печальный финал. Только комическая «Джанни Скикки» заканчивается на веселой ноте. Вы думаете, он захотел бы видеть голливудский хеппи-энд в своей «Турандот» — такой веселый, «любовь-любовь»? Нет. Это противоречило его характеру.

Кто-то говорит, что композитор не мог найти финального решения для «Турандот». Он несколько раз переделывал финал, и ему все время не нравилось. Но в итоге всё осталось так, как планировалось — опера заканчивалась смертью Лиу. Мы в Казани поставили точную версию композитора. После смерти Лиу идет титр: «В этот момент перо выпало из руки композитора»...

Справка «Известий»

Марко Боэми окончил консерваторию Санта-Чечилия в Риме. В 1990 году дебютировал на фестивале Rovereto с оркестром «Виртуозы Santa Cecilia». Выступал в качестве оперного дирижера в театрах Токио, Рима, Парижа, Генуи, Лиссабона, Амстердама и Будапешта. Регулярно сотрудничает с Шаляпинским фестивалем в Казани, где под его руководством были исполнены «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аида», «Набукко» и «Трубадур» Верди, «Дон Жуан» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.

Прямой эфир