Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН выразили воодушевление инициативой РФ по прямым переговорам с Украиной
Мир
Премьер-министр Индии сообщил о приостановке ударов по Пакистану
Общество
Режиссер Карен Шахназаров поделился воспоминаниями о теплой дружбе с Гребешковой
Авто
На трассе М-11 «Нева» повысили тарифы за проезд
Мир
На Украине указали на обнуление Трампом ультиматума Европы к РФ
Мир
Политолог Безпалько назвал закрытие генконсульства РФ в Кракове недружественным актом
Мир
Заложник ХАМАС с гражданством США был передан израильским военным
Экономика
Новак спрогнозировал лидерство РФ на нефтегазовых рынках Азии к 2050 году
Мир
Индийские СМИ сообщили о стрельбе и перехвате беспилотников на границе с Пакистаном
Общество
В Перми возбудили уголовное дело по факту гибели найденной на заборе девушки
Мир
Французский депутат указал на стремление Макрона продолжать украинский конфликт
Мир
Посольство РФ в Йемене сообщило об эвакуации моряков с танкера Seven Pearls
Мир
Зеленский заявил о готовности к прямым переговорам с Путиным
Мир
В Кремле указали на недопустимость языка ультиматумов для России
Общество
Россияне могут получить компенсацию за переохлаждение на рабочем месте
Мир
Во Франции положительно оценили предложение Путина о прямых переговорах с Украиной
Мир
Эрдоган назвал переговоры с Путиным по Украине содержательными

«Распутин» в руках потомка Юсупова

Александр Бригер продирижировал оперой о преступлении своего предка
0
«Распутин» в руках потомка Юсупова
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Вяткин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Геликон-опера» возобновила постановку «Распутина» композитора Джея Риза. Дирижировать премьерой обновленного спектакля худрук театра Дмитрий Бертман пригласил австралийца Александра Бригера — внучатого племянника князя Юсупова, убившего легендарного фаворита русского императора. 

Первая постановка «Распутина» шла в «Геликоне» с 2008 по 2014 год. Встреча с Александром Бригером и подтолкнула режиссера вернуться к этому произведению.

— Мы с Бригером ставили в Торонто оперу «Из мертвого дома» Яначека по Достоевскому, — рассказал Дмитрий Бертман. — Как-то раз мы сидели в кафе и Алекс мне сообщил, что он — русский. Выяснилось, что он единственный наследник князя Юсупова! Я, конечно, сразу пригласил его в Россию, ведь он у нас ни разу не был.

Перед заморским гостем стояла непростая задача. Музыка Риза не мелодична, хотя и интересна. Местами, кажется, исполнители сбиваются с ритма, но нет — так написал автор. 

— Партитура очень сложная, ей непросто дирижировать, ее трудно петь, — поделился впечатлениями Александр Бригер. — Опера громкая и очень диссонантная, но в партии царицы Александры Федоровны (Анна Пегова) появляется лиризм и более плавная мелодика.

Неоднозначная музыка ложится на столь же спорное либретто. Авторы предпочли распространенный, клишированный образ Гришки Распутина — охальник, распутник, колдун. В первой же сцене — нагие люди, полностью повинующиеся воле старца. Царская семья, тоже попавшая под его влияние, появляется в декорациях, напоминающих огромный картонный лоток для яиц. Только для этой фамилии в него положили особые, гигантские яйца — работы Фаберже. 

Распутина играет дебютант «Геликон-оперы» Григорий Соловьев. Этот образ хорошо ложится на его фактуру. Высокий, статный артист явно понравился публике. Но даже он не мог сравниться с Иваном Ожогиным в роли Феликса Юсупова. Иван начинал карьеру как оперный певец, но потом ушел в мюзиклы: «Чикаго», «Красавица и Чудовище», «Бал вампиров» подарили ему множество поклонниц. Вслед за кумиром юные меломаны пришли и в «Геликон». Верный стратегический ход руководства театра!

Роль у Ожогина действительно эффектная. Во втором акте Юсупов поет в ночном кабаре популярную песенку, представая в образе высокой черноволосой красотки в черном платье с разрезом. Ноги певца — на зависть Джулии Робертс, а шоу — как у Фредди Меркьюри. 

— Моя опера — отображение истории и культуры, в том числе и сатирическое, — говорит композитор Джей Риз. — Меня всегда занимал тот факт, что Распутина убивали под аккомпанемент патриотичной, но банальной мелодии «Янки-дудл». Это кажется едва ли не пророчеством надвигавшейся революции.

Что американцу патриотизм, русскому — не смешно. Многие зрители в зале не разделяли прочтения автором судьбы старца, который был вхож в царскую семью. Распутин Риза не только лечит от гемофилии наследника престола, но и, например, совращает жену Юсупова. И поэтому развязка оперы выглядит по-своему закономерной.

С либреттистом согласен и дирижер. Как считает потомок князя, Юсупов совершил преступление из благих побуждений. Вот только смог ли Александр Бригер убедить в этом зрителя? Ответ на этот вопрос у каждого будет своим...

Читайте также
Прямой эфир