Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи торжественно открыли памятник погибшим воинам СВО
Мир
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии
Армия
ВС РФ нанесли групповой ответный удар по объектам ВПК на Украине
Спорт
МОК не будет вручать российским атлетам перешедшие им медали Олимпиады
Мир
Захарова указала на осуждение РФ решения Берлина о запрете символики ВОВ
Мир
СМИ узнали о недовольстве лидерами ЕС деятельностью главы Еврокомиссии
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Премьер Армении Пашинян прибыл с визитом в Москву
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Кисловка и Новокалиново
Авто
Средняя цена автомобиля с пробегом в России снизилась
Общество
В центре Москвы прошел сильный снегопад
Мир
Лукашенко направился с рабочим визитом в Россию
Мир
Президент Румынии Йоханнис пообещал рассмотреть передачу Украине ЗРК Patriot
Армия
На параде Победы в Новосибирске пролетит истребитель И-16 времен ВОВ
Армия
ВКС России получили вторую в 2024 году партию истребителей Су-35С
Мир
Израиль вновь открыл КПП «Керем-Шалом» для доставки гуманитарной помощи
Политика
Лавров заявил о новых попытках «властителей мира» подчинить РФ своим интересам

Театр за границами возможностей

Путь на сцену для «особых» артистов стал проще
0
Театр за границами возможностей
Фото: Зоя Игумнова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России появилась театральная студия для людей с инвалидностью: «Инклюзион.Школа». Для преподавания в ней будут приглашаться педагоги из ведущих театральных вузов и киношкол. Кураторы смелого проекта уверены: у коллективов «особых» актеров — большое будущее.

Необходимость создания студии подтвердил успех первой российской постановки слепоглухих артистов — «Прикасаемые». После трех лет успешных показов на сцене Театра Наций спектакль отправляется в международные гастроли.

А началось всё с того, что фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» пригласил Евгения Миронова в свой попечительский совет. Народный артист и худрук Театра Наций, в свою очередь, предложил вывести подопечных фонда на сцену. 

— Женя позвал меня помочь ребятам почитать текст, — рассказала Ингеборга Дапкунайте. — Думали, попробуем, посмотрим, что получится. А в итоге собралась профессиональная команда. Режиссировал постановку Руслан Маликов, движением занимался Евгений Кулагин, сподвигнувший слепоглухих актеров танцевать на сцене. Мы показали эскиз спектакля на фестивале «Территория». И получили очень позитивные отклики.

После этого показа команда сделала в Театре Наций полноценный спектакль — «Прикасаемые». В нем слепоглухие артисты рассказывают свои истории: как лишились здоровья, как к этому относятся родные и окружающие, как они преодолели депрессию... Помимо них в постановке задействованы звезды: Анатолий Белый, Чулпан Хаматова, Алиса Фрейндлих, Елена Морозова, Ингеборга Дапкунайте и другие (состав каждый раз меняется).

На Западе подобные проекты существуют давно и успешно. Как считает советник по культуре посольства Испании в России Альваро де ла Рива, главное — создать справедливое и терпимое общество, где все люди равны. В жизни случаются разные обстоятельства, а талант, творчество и фантазия принадлежат не столько телу, сколько сознанию.

— Известный писатель Мигель де Сервантес был человеком с инвалидностью, — рассказал «Известиям» де ла Рива. — Он потерял руку на войне с Турцией, потом оказался в тюрьме. И в таком отчаянном положении он написал свою лучшую книгу. Это пример того, каких высот в культуре можно добиться вопреки всему, имея лишь желание.

Недавно в Москве прошел театральный фестиваль «Протеатр», посвященный спектаклям «особых» коллективов. В постановках были задействованы только непрофессиональные актеры. В том числе участвовали команды из Франции и Испании.

— Мы стараемся интегрировать людей с инвалидностью в общество: это касается трудоустройства, занятости, социальной жизни, транспорта. Но обеспечить им доступ к культуре — еще более важно. Они должны быть вовлечены в творческий процесс, как все остальные, — рассказал «Известиям» советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матье.

Аналогичный фестиваль — Unlimited («Неограниченные») — есть и в Лондоне. Однако его художественную составляющую отечественные специалисты оценивают скептически.

— Это можно было назвать перформансом, лекцией, театральным экспериментом, да чем угодно, но только не театром, — поделилась впечатлением продюсер театральных проектов фонда «Со-единение» Виктория Авдеева. — Там инклюзия в обществе настолько развита, что проблемы физического несовершенства никто не обсуждает. Со сцены поднимаются другие вопросы, например, женщина в инвалидной коляске рассуждает на тему эвтаназии. К этому уважительно относишься, но это не спектакль. Если его привезти к нам, люди будут вставать и уходить.

Однако даже при качественной художественной составляющей проблем у российского коллектива хватает. Спектакли инклюзивного театра не включены в репертуар ни одной сценической площадки. Получить гранты не удается, из бюджета их не финансируют. Есть сложности и с продажей билетов. Ситуация по-настоящему изменится только тогда, когда поменяется отношение к подобным людям. Но именно «особые» актеры могут здесь сыграть ключевую роль, напомнив обществу, что каждый человек талантлив по-своему.

Прямой эфир