Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Нетаньяху заявил о неизбежности операции ЦАХАЛ в Рафахе
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Политика
Лавров и глава МИД Таджикистана обсудили меры по профилактике терроризма
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
WSJ узнала об оценке НАТО вероятности нападения России на соседей
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Армия
Средства ПВО уничтожили три беспилотника ВСУ над Курской и Белгородской областями
Мир
Bloomberg сообщило о желании Макрона углубить связи с главой КНР
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Общество
Аксенов предупредил о несдетонировавших суббоеприпасах ракет ATACMS
Мир
Политолог объяснил снос памятников на Украине желанием переписать историю
Мир
Власти Дании отменили авиашоу Danish Air Show из соображений экономии

Россияне стали меньше экономить на продуктах, спиртном и развлечениях

Динамика в этих товарных категориях указывает на восстановление спроса после кризиса
0
Россияне стали меньше экономить на продуктах, спиртном и развлечениях
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россияне стали реже экономить на продуктах питания, алкогольных напитках и досуге, свидетельствуют данные исследования компании Initiative. Эксперты говорят, что это антикризисная тенденция. Потому что обеспокоенность ситуацией в экономике выражают только 28% россиян — на 11 процентных пунктов меньше, чем годом ранее.

По оценке Initiative (на основе данных ADV Brand Heat Index), в декабре прошлого года на продуктах питания экономили 45% россиян (49% годом ранее), на досуге — 44% (47% годом ранее), на алкогольных напитках, кроме пива, — 43% (47% годом ранее). Эти товарные категории эксперты оценивают как восстанавливающиеся в продажах  до докризисного уровня. Увеличили экономию россияне только на лекарствах, говорится в материалах исследования: доля покупающих препараты подешевле за год выросла с 32 до 34%. В Initiative предполагают, что «возможная причина роста экономии — переключение на отечественные, более дешевые препараты».

В большинстве товарных категорий россияне оказались так же бережливы, как и год назад: колебания показателей экономии не превысили 2 процентных пунктов. К таким стабильным категориям относятся питание вне дома, косметика, пиво, бытовая химия, безалкогольные напитки, товары для детей, автомобильное топливо, связь и интернет.

— Можно сказать, что россияне адаптировались к кризису, их расходы постепенно возвращаются к докризисному уровню. Однако наши граждане всё еще остаются чувствительны к изменению цен, и доля готовых платить больше за качество еще сокращается, — отметила гендиректор Initiative Анна Мазурина.

Она также добавила, что в декабре 2015 года обеспокоенность ситуацией в экономике страны выражали 40% россиян, а в декабре 2016-го — уже 28%. Исследователи ожидают, что в течение этого года обеспокоенность экономическими проблемами расти не будет.

Эксперты зафиксировали и незначительный «рост уровня оптимизма» у российских потребителей. За 2016 год на 1 процентный пункт выросла доля покупателей, говорящих, что не ходят «в совсем дешевые магазины» (с 11% в конце 2015 года до 12% в конце 2016-го). При этом постепенно сокращается доля тех, кто старается «не допускать непредвиденных расходов» (с 32 до 29%), и тех, кто считает глупыми траты на предметы роскоши (с 21 до 19%).

Судя по данным Росстата, сокращение экономии еще не означает роста трат покупателей и оборота торговцев. Согласно докладу службы о социально-экономическом положении России по итогам 2016 года, оборот розничной торговли сократился на 5% относительно показателей 2015-го. При этом номинальная зарплата россиян выросла на 7%, но реальный доход (с учетом инфляции) увеличился только на 0,6%.

Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро объяснил, что в последнее время россияне научились разумному потреблению и изменения в поведении покупателей связаны не только с состоянием экономики.

— Мы вылечились от шопоголизма, перестали бездумно покупать. Россияне отказались от моношопинга, то есть перестали покупать всё в одном месте по большому списку. Даже первичная потребительская корзина продуктов на неделю стала закупаться в двух-трех местах: где-то овощи дешевле, где-то рыба, а где-то мясо хорошее, — пояснил Николас Коро.

Он добавил, что последние два года в потребительском поведении наблюдались лишь «кризисные тенденции», а не признаки глубокого кризиса. Соответственно, в части категорий товаров можно ожидать скорого возврата спроса, если это не противоречит другим тенденциям (например, продажи декоративной косметики снижаются из-за «моды на натуральность»).

Как ранее сообщали «Известия», рост оборота уже зафиксирован у продавцов одежды и поставщиков услуг. Об этом говорилось в исследовании «Магазина магазинов» на основании данных о продажах за II квартал 2016 и II квартал 2015 года. При этом отмечалось, что рестораторы по итогам полугодия потерпели убытки — выручка сократилась на 10%.

Прямой эфир