Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кэмерон заявил о праве Киева определять способы применения британского оружия
Общество
В Петербурге умер 29-летний актер Данила Гребнев
Мир
Глава МИД Аргентины назвала всех китайцев одинаковыми
Мир
Захарова назвала ОДКБ эффективной структурой обеспечения безопасности
Авто
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд
Армия
Российским военнослужащим в зону спецоперации к Пасхе привезли куличи
Общество
В Ростове суд приговорил украинца к 18 годам колонии за участие в нацбатальоне
Мир
Захарова пообещала жесткий ответ на случай блокировки судов РФ в Балтийском море
Мир
Университет Саны предложил исключенным студентам из США учиться в Йемене
Мир
В Белом доме объяснили слова Байдена о ксенофобии в Японии
Мир
В Европарламенте назвали опасное последствие вступления Украины в ЕС
Мир
Турция выразила намерение искоренять истоки движения иракских курдов
Мир
Захарова заявила о невмешательстве РФ в дела других стран
Мир
СМИ узнали о влиянии на выпуск Boeing 787 отказа от запчастей из РФ
Мир
Эрдоган сообщил о прекращении торгового оборота Турции с Израилем на $9,5 млрд
Политика
В Госдуме ответили на обвинения НАТО в злонамеренных акциях
Мир
В Конго 10 человек погибли из-за взрыва бомбы в лагере для перемещенных лиц

Устами гимназисточки

Андрей Могучий обратился к началу русской революции
0
Устами гимназисточки
Фото: пресс-служба Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова/bdt.spb.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Год 100-летия Октября Большой драматический театр, дитя революционных лет, открыл спектаклем «Губернатор» по одноименному рассказу Леонида Андреева. Вслед за писателем, стремившимся к обобщению, Андрей Могучий в своей постановке предлагает глобальный взгляд на частный случай и размышляет об истоках русского бунта.

Произведение Андреева написано в 1905 году после убийства московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Главный герой — провинциальный градоначальник, отдавший приказ стрелять в бунтующую толпу рабочих. Теперь он снедаем сомнениями в верности своего решения и живет с предчувствием расплаты.

Публика слышит беспристрастный голос всеведущего рассказчика: Василий Реутов укрыт от зрительских глаз, но работает «онлайн». Своими лапидарными комментариями он помогает перемещаться по спектаклю с намеренно жесткой композицией: 11 эпизодов с прологом и эпилогом.

В прологе с колосников спускаются два странных джентльмена, обозначенные в программке как ангелы. Сняв бутафорские крылья из металла, профанирующие всякую мистику, посланники «небес» стреляют в заглавного героя. Сжатый образ возмездия отсылает к древней трагедии, где публике заранее сообщалось, чем кончится дело. События, которые мы увидим дальше, происходят за месяц до убийства губернатора. В финале спектакля выстрелы повторятся, но уже руками человеческими, хотя и под надзором этих «ангелов».

В начале действие спектакля будто зажато в стенах казенного учреждения, но вскоре они то разъезжаются ввысь или вширь, то вовсе исчезают, впуская на сцену неуютные ветра выморочного мира.

У Могучего нет «объективной реальности». На события предлагается посмотреть «сквозь разную оптику». В том числе — глазами губернатора. Режиссер заставляет зрителя проникнуться его предчувствиями и страхами. Тому способствует и выбор типажа: лысеющий, одутловатый, чуть напоминающий лохматую собаку персонаж в исполнении Дмитрия Воробьева выглядит на фоне своего механистичного окружения живым «объемным» человеком.

Спектакль пропитан музыкой Олега Каравайчука. В аккордах, звучащих тревожно и надсадно, есть предчувствие чего-то неотвратимого. Иррациональный ужас усиливает литературная композиция: Светлана Щагина дополнила рассказ Андреева «Царем Голодом» и «Великаном» его же авторства и фрагментами текстов Франсиско Гойи из серии «Капричос». Всё вместе это создает еще один пласт спектакля — материализующийся ночной кошмар, «сумеречных чудовищ», словно вытолкнутых наружу воспаленным подсознанием.

Мрак разрезают красные и огненные всполохи; какие-то бабы бьют по металлу; актер Руслан Барабанов размахивает красным флагом и взывает к угнетателям от имени многовекового раба. Аграфена Петровская, читая «Великана» от лица сумасшедшей матери мертвому ребенку, превращается в какого-то упыря. И кажется, что слишком уж нагнетается вся эта адская какофония, «жесткий русский сюр». Но это и важно Могучему: сгустить сложносочиненное громокипящее действо, чтобы ключевые смыслы доверить актерам.

Кульминацией спектакля становится выход гимназисточки (Александра Магелатова), написавшей письмо губернатору. Она обращается к убийце с жалостью и обещает молиться о нем. Монолог, произнесенный с очаровательной подростковой картавостью, ошеломляет. И здесь режиссер словно отвечает на вопрос: где же искать опору в этом хаотичном, разваливающемся мире? Уж, конечно, не в «ангелах», которые, свершив свою миссию, деловито надевают металлические крылья и карабкаются ввысь. Нет, в словах гимназисточки, которые красноречивей любых постановочных ухищрений.

Прямой эфир