Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Москве и Петербургу угрожают устойчивые к антибиотикам микробы

Бактерии также поразили 13 крупных городов России
Москве и Петербургу угрожают устойчивые к антибиотикам микробы
Фото: агентство городских новостей «Москва»

Три самых опасных микроба из списка, опубликованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), были обнаружены российскими учеными из Санкт-Петербурга на территории нашей страны. Сейчас эти бактерии, резистентные практически ко всем видам антибиотиков, находят в 15 городах России, включая обе столицы. Эксперты расценивают ситуацию как очень опасную и настаивают на скорейшем принятии действенных мер.

Бактерии, резистентные к антибиотикам, были впервые в России выявлены в лаборатории НИИ детских инфекций ФМБА России в Санкт-Петербурге. Об этом «Известиям» сообщил директор института, академик РАН Юрий Лобзин. По его словам, главный микробиолог Санкт-Петербурга профессор Сергей Сидоренко выделил такие формы микробов и проследил с помощью секвенатора (оборудование для анализа ДНК) их происхождение.

В списке 12 видов бактерий, устойчивых к действию антибиотиков и представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека (опубликован ВОЗ 27 февраля), самыми опасными названы резистентные к карбапенемам ацинетобактеры (причина многих инфекционных процессов, включая менингиты и сепсис), синегнойная палочка (вызывает абсцессы, нагноения и множество больничных инфекций) и энтеробактерии (вызывают множество инфекций — от поражения мочевых путей до заражения крови).

Как рассказал «Известиям» профессор Сергей Сидоренко, карбапенемы (группа антибиотиков) долгое время были единственными надежными средствами антибактериальной терапии наиболее тяжелых инфекций. Но ситуация с резистентностью к ним стала меняться с конца ХХ века, когда у бактерий впервые были обнаружены защитные ферменты, которые разрушают карбапенемные препараты. С тех пор наблюдается постоянное увеличение числа таких бактерий.

По словам микробиолога, синегнойную палочку, устойчивую к карбапенемам, в России впервые обнаружили еще в 2005 году, ацинетобактер — чуть позже, а энтеробактерии — в 2011 году в Санкт-Петербурге в Детском научно-клиническом центре инфекционных болезней. Последний вид микробов вызывает у ученых наибольшие опасения.

— Частота случаев выявления устойчивых к антибиотикам бактерий с 2011 года растет по экспоненте. Они могут передаваться и госпитальным путем, и внебольничным. Сейчас устойчивые бактерии приобретают катастрофическое распространение. Их много в Питере, в Москве и еще в 12–13 городах. О скольких мы еще не знаем — трудно сказать. Таких пациентов надо лечить сложными комбинациями препаратов, а иногда лечения вообще нет, — отметил Сергей Сидоренко.

По мнению ученых Детского научно-клинического центра инфекционных болезней и Санкт-Петербургского государственного университета, ситуация с резистентными к карбапенемам бактериями осложняется тем, что чаще всего они проявляют устойчивость и к другим группам антибиотиков. Между тем в ближайшие пять лет маловероятно появление в медицинской практике новых антибактериальных препаратов, преодолевающих множественную устойчивость патогенов.

Замедлить распространение резистентных бактерий может разработка и повсеместное внедрение в практику стратегии, включающей исследование на их носительство, и мероприятия по локализации и предотвращению внутрибольничных вспышек.

— Микробы всё больше приобретают устойчивость к антибиотикам. И если мы сейчас не будем принимать действенных мер, то лет через 10–15 человек может погибнуть от обычного гнойного прыща, потому что антибактериальные препараты перестанут действовать, — считает Юрий Лобзин.

По данным НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии Минздрава, сейчас в стационарах около 20% синегнойных палочек и более 10% ацинетобактеров устойчивы к карбапенемам. А среди всех энтеробактерий, циркулирующих в больницах, более 70% резистентны к антибиотикам.

Директор НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии Минздрава Роман Козлов сообщил «Известиям», что разработка новых антибиотиков ведется в том числе и в России. Уже в этом году могут появиться два импортных препарата, активных в том числе в отношении синегнойной палочки. Еще несколько лекарств разрабатывается против бактерий группы среднего риска (по классификации ВОЗ).

— Без антибиотиков никогда не будет эффективного лечения инфекций, — считает Роман Козлов. — Но необходимо понимать, что невозможно создать препарат, который будет активен в отношении всех бактерий. Устойчивость к антибиотикам является неизбежным биологическим феноменом. Задача публикации ВОЗ списка резистентных антибактериальных препаратов в том, чтобы высветить проблему и напомнить, что без оптимизации использования лекарств, как новых, так и хорошо известных, решить ее не удастся. Кроме того, нужно улучшить диагностику с целью выявления резистентных микроорганизмов и попытаться сдержать их распространение с помощью мероприятий инфекционного контроля в стационарах, в том числе элементарного мытья рук.

Напомним, что Всемирная организация здравоохранения впервые опубликовала список устойчивых к действию антибиотиков «приоритетных патогенов» — 12 видов бактерий, представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека. Список был разработан в рамках деятельности ВОЗ по борьбе с набирающей масштаб проблемой устойчивости к противомикробным препаратам.

«Устойчивость к антибиотикам набирает масштаб, и наш арсенал методов лечения стремительно истощается, — приводятся в публикации слова помощника генерального директора ВОЗ по вопросам систем здравоохранения и инноваций д-ра Мари-Поля Кини. — Если мы будем полагаться только на рыночные механизмы, новые антибиотики, которые нужны нам больше всего, появятся слишком поздно».

Как писали ранее «Известия», в этом году Минздрав завершит разработку национального плана действий по борьбе с устойчивостью к антимикробным препаратам. Уже определены пять ключевых пунктов документа, реализация которого поможет сохранить десятки тысяч жизней.

Ежегодно от инфекций, вызванных резистентными микроорганизмами, в мире умирает около 700 тыс. человек. По оценкам ученых, при сохранении нынешних темпов роста их устойчивости к препаратам к 2050 году такие инфекции будут уносить жизни 10 млн человек ежегодно.