Лидер «Национального фронта» и очевидный претендент на выход во второй тур президентских выборов во Франции Марин Ле Пен в интервью CBS уже не в первый раз сделала ряд комплементарных по отношению к России и ее лидеру Владимиру Путину заявлений. В частности, она высказалась об опасности новой холодной войны с Москвой и о том, что Россия не является угрозой для Европы.
«Российский вопрос» давно стал заметным во французской политической жизни. Вспомним, что еще в советские времена часть левой французской интеллигенции, неформальным лидером которой был знаменитый философ Жан-Поль Сартр, не скрывала своих симпатий к коммунистическому Советскому Союзу. С распадом СССР ситуация изменилась, но интерес к России не только не прошел, а стал еще заметнее. Только теперь за сближение с Москвой выступает правый вектор французской политической жизни.
В президентской кампании 2017 года тема отношений с Россией превратилась в одну из центральных. Причем спектр мнений очень широкий: от откровенно русофобских взглядов социалистов до предложений «Национального фронта» по созданию консервативного европейского союза с Россией. Тема настолько актуальна, что 28 февраля в газете «Фигаро» вышла большая статья с недвусмысленным названием «Почему Россия раскалывает французскую интеллигенцию».
Среди французских правых наиболее пророссийская позиция, конечно, у Марин Ле Пен. Объясняется это историческими, идеологическими и конъюнктурными обстоятельствами. Что касается исторической подоплеки, то еще во времена холодной войны «Национальный фронт», несмотря на жесткую критику советского политического режима, симпатизировал русскому меньшинству во Франции, пытаясь противопоставить не испытывающих проблем с интеграцией во французское общество этнических русских арабскому меньшинству Франции.
Частые пророссийские высказывания Марин Ле Пен сегодня носят еще и конъюнктурный характер. Социологи отметили, что во время праймериз партии «Республиканцы» в ноябре 2016 года победитель Франсуа Фийон увеличил свою популярность в том числе благодаря более конструктивной, чем у других кандидатов, позиции по России. Учитывая, что сегодня у Фийона очень серьезные трудности в связи с финансовым скандалом, Марин Ле Пен может в одиночестве разыгрывать российскую карту, что она и делает весьма успешно.
Однако, конечно, в первую очередь пророссийская позиция «Национального фронта» и многих правых политических сил в Европе сегодня объясняется глубокими идеологическими причинами. В глазах европейских политиков современная Россия постепенно превращается в лидера консервативного мира, можно даже сказать, в некий «Ноев ковчег». В данном контексте «российский консерватизм» воспринимается не только в политическом, но и в религиозном смысле. Все больше людей в Европе вспоминает о «христианских корнях» Старого континента, особенно в связи с обострением проблемы национальной и религиозной идентичности — краеугольного камня политики Марин Ле Пен. Не забудем еще и антиглобалистские взгляды «Национального фронта» на вопросы экономики. В этом вопросе Марин Ле Пен также воспринимает Россию как союзника.
Главное же заключается в том, что Марин Ле Пен, впрочем, как и Франсуа Фийон, пытается вернуть французской внешней политике голлистские черты. А голлизм строился как раз на идее, что Франция должна играть роль моста между Западом и Востоком, сохраняя конструктивные отношения с обоими полюсами мировой политики. Голлизм был и остается прагматичной идеей, призванной повысить роль Франции в международных отношениях. Высокая популярность Марин Ле Пен показывает, что ее попытки занять эту нишу внутри французской политической системы не лишены успехов и перспектив.
Автор — франковед, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН