Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

Абырвалг — пища для ума

Журналист Светлана Наборщикова — о роли литературы в воспитании общества
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Есть в Новосибирске образовательный проект «Литпросвет». Действуют его участники совместно с кафедрой филологии Новосибирского университета, целью своей полагают приобщение школьников и студентов к великой литературе. Регулярно  литпросветчики устраивают тесты для своих подопечных, во время которых опросили 10 тыс. человек, и вот какие результаты получили. 

Самым крепким орешком оказался роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — участникам предложили воспроизвести заключительную фразу из монолога Татьяны Лариной. Только треть школьников (36%) и студентов (31%) смогли процитировать знаменитое «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Чуть больше половины опрошенных правильно объяснили значение слова «абырвалг» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», вспомнили, что Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова и родила ему четверых детей, а также верно описали эпизод рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», в котором рядовой Соколов в ответ на предложение выпить и закусить за свою погибель пьет, но от еды отказывается. 18% затруднились с ответом, в какую сторону шел кот у лукоморья, когда заводил песнь. 9% не знали, кого убил Раскольников. 

Самым простым стал вопрос о профессии Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Род занятий этой героини назвали 80% респондентов. Но это не показательная победа. Только 6% школьников и 3% студентов правильно ответили на все 15 вопросов несложного теста, хотя проходили его те, кто еще изучает курс литературы в школе, и те, кто совсем недавно его завершил.

Материалы по теме
2

«Ну и что? — возразят мне. — Знание литературы не исчерпывается механическим запоминанием фактов, имен и цитат. Пусть юные читатели рассуждают, что такое смысл любви, жизни, успеха, творчества. Вот о чем литература, а не о «Главрыбе». Всё так, собственное мнение ценнее любого факта, но чтобы иметь его, необходимо знать и понимать литературные тексты. Проще говоря, надо прочесть книгу и задуматься. 

Наши дети и так читают, скажут оппоненты. И опять не поспоришь. Действительно, читают, но что? Интернет забит графоманскими сайтами, многие думают, что это и есть литература. Лишь единицы, получившие прививку изящной словесности в раннем детстве, знают, чем литература высоких смыслов отличается от так называемых ПИПов — писательских проектов. И почему в школе изучают Пушкина и Гоголя, а не Донцову и Акунина.

Недавно появился в нашей стране документ, казалось бы, призванный помочь в решении этой проблемы. Речь идет о концепции Программы поддержки юношеского и детского чтения, разработанной Минкомсвязи и Роспечатью с участием ведущих экспертов в области образования, культуры, литературы, издательского и библиотечного дела. Заработать она должна в 2018-м, результаты ожидаются к 2026-му. Там много чего прописано хорошего и полезного — про семейное чтение, индивидуальный подход, книжную навигацию... Нет только пункта о классической литературе и ее популяризации среди подрастающего поколения. 

Но если отсутствует специальная строка, не будет и адресно выделенных средств. А они ох как нужны — на хорошие учебники, на поощрение болеющих за свое дело учителей- словесников и самое основное — на умную просветительскую пропаганду. Потому что главное, что мы сегодня потеряли, — литературу как средство воспитания общества.

Как пропагандировать классическую литературу? Например, как тот же новосибирский «Литпросвет», сыгравший на юношеской тяге к моде. «Читать классические произведения — модно», — провозгласили в Новосибирске и запустили акцию  «Литературно подкован», охватившую библиотеки, книжные магазины, лофты, кафе. Форматы разные: квесты, дебаты, экскурсии, шоу — все на темы высокой литературы. Чтобы приобщившись к данным мероприятиям, человек сказал себе: это интересно, пойду читать классику. Лучшей пищи для пытливого ума еще не придумано. 

Автор — редактор отдела культуры газеты «Известия», доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Прямой эфир