Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Сеанс разоблачения

Режиссер Сергей Женовач перенес действие «Мастера и Маргариты» в сумасшедший дом
0
Сеанс разоблачения
Фото: пресс-служба Студии театрального искусства/Александр Иванишин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московская «Студия театрального искусства» (СТИ) под руководством Сергея Женовача представила первую с момента получения госфинансирования премьеру. Расширившиеся материальные возможности видны сразу: спектакль «Мастер и Маргарита» по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова впечатляет технологическим размахом.

Сцена, которая проваливается и поднимается, летающий по залу платок, подвижные фикусы и занавески, печь в шкафу, невидимый стул — все эти фокусы вполне в духе фабриканта Станиславского, питавшего слабость не только к театру, но и к инженерным новинкам. В разгар вечера, как и положено по сюжету, на счастливых зрителей сыплются долларовые купюры. Артисты уверяют: часть иностранной валюты — подлинная.

В остальном спектакль становится сеансом разоблачения черной магии. Сложная структура романа легко разрешается локацией психдиспансера, в котором Иванушка Бездомный в смирительной рубашке (Иван Янковский) встречает Мастера (Игорь Лизенгевич) — ведь только сумасшедший возьмется писать о Пилате в такое время. Пациентами лечебницы оказываются и Понтий Пилат (Дмитрий Липинский) с Иешуа (Александр Суворов): периодически они «вываливаются» на сцену, словно из психоделических видений остальных героев.

Сеанс разоблачения

Яркий холодный свет, как в операционной, слепит зрителей, нравы которых Воланд намерен изучить без хирургического вмешательства. В этой постановке он врач, а его сумасбродная свита — бригада санитаров в халатах и с отоларингологическими зеркалами. Как еще представить этот многослойный, известный, кажется, до последней буквы роман?

«Мастер и Маргарита» в СТИ наследует «Запискам покойника», спектаклю 2014 года. Здесь та же фантасмагорическая структура сновидения, воспроизведенная артистами трех выпусков студии Женовача в ГИТИСе. «Голова моя, голова», — то и дело повторяется протяжный стон. Его можно приписать и Бездомному, свернувшемуся калачиком в углу, и попавшему под трамвай Берлиозу, и самому Булгакову. Между прочим, тоже врач был. Неспроста и Воланд в исполнении Алексея Верткова внешне напоминает писателя.

Голова рискует разболеться и у зрителя, вынужденного вертеть ею по сторонам, — иммерсивное шоу Воланда, описанное в романе, перекочевало и в другие сцены. Вся надежда на ловких санитаров — они хозяева этой вечеринки. Один укол успокоительного, произведенный очаровательной Геллой (Татьяна Волкова), избавит от мук и Маргариту (Евгения Громова), страдающую из-за недостатка любви, и Мастера, уничтожившего роман. А зрителям придется «мучиться» дальше: такое, как известно, не лечится.

Сеанс разоблачения​​​​​​​

По крайней мере, можно развлечься галлюцинациями. С дьявольским задором вытворяют всяческие шалости и пакости приспешники Воланда: демонический Коровьев (Григорий Служитель), умильный кот в линзах (Вячеслав Евлантьев), шутник Азазелло (Александр Прошин). Вторит им намеренно переигрывающий, буквально раздваивающийся конферансье (Алексей и Андрей Самойловы). Сквозь развешанные на сцене выцветшие простыни и наволочки выглядывают музыканты — и психушка превращается в цирк.

Но комическая интонация затянувшегося первого действия (спектакль длится больше трех часов) после антракта сменяется серьезным подведением итогов. Выползают из охваченных адским пламенем квартиры на Садовой и ресторана «Грибоедов» потрепанные в ходе ночного кутежа «санитары» и царственная Маргарита — все получают по заслугам. Фриде достается свобода, Маргарите — Мастер, Мастеру — роман, артистам и режиссеру — бурные аплодисменты.

Прямой эфир