Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белом доме допустили нарушение Израилем гуманитарного права с оружием США
Мир
СБ ООН призвал обеспечить доступ следователям к массовым захоронениям в Газе
Происшествия
Пять сел в Белгородской области остались без света после обстрела ВСУ
Армия
Установки «Ярс» вернулись на место постоянной дислокации после парада Победы
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-Б» уничтожили опорные пункты и живую силу ВСУ
Общество
Мишустин призвал пересмотреть количество бюджетных мест в вузах
Общество
Вильфанд спрогнозировал сохранение низких температур в Москве в ближайшие дни
Общество
Студент рассказал о спасении людей из тонущего автобуса в Петербурге
Общество
Суд заключил под стражу водителя влетевшего в Троицкий мост Петербурга Porsche
Общество
Очевидец падения автобуса в реку в Петербурге рассказал о спасении людей
Происшествия
В Курской области средствами РЭБ перехвачены два украинских беспилотника
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Госдеп США одобрил продажу Украине трех систем HIMARS за $30 млн
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали до +9 и облачность в Московском регионе 11 мая
Мир
NBC News узнал о разработке McDonald's в США дешевого комбо для бедных граждан
Мир
Пентагон сообщил о контракте с Lockheed Martin на производство систем GMLRS

Дважды три сестры

Спектакль Большого драматического театра обременил чеховских героинь грузом возраста
0
Дважды три сестры
Фото: пресс-служба Большого драматического театра/Стас Левшин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В новом спектакле БДТ «Три сестры» Владимира Панкова женских персонажей играют одновременно два состава — более молодой и возрастной. Режиссер, исследуя проблему Времени в жизни человеческой, соединил в одном пространстве разные ее фазы.

На сцене — сестры, вполне соответствующие тому, «как написано»: сдержанная, исполненная достоинства Ольга Татьяны Аптикеевой, «обложечная» красавица Маша Полины Толстун, ломкая, несколько инфантильная Ирина Алены Кучковой. И эти же героини спустя десятилетия. Высохшая, порой напоминающая гарпию, при этом исполненная стойкости Ольга (Елена Попова), Маша (Мария Лаврова), укрывшая былую любовную истому религиозной обрядностью. Наконец, Ирина (Людмила Сапожникова), которая играла эту роль еще в знаменитом спектакле Георгия Товстоногова, поставленном в 1960-х.

Материалы по теме
1

Молодой состав вызывает вопросы: модельная красота Толстун не всегда преодолевается душевным порывом, на «характерной» Кучковой не вполне «сидит платьице» инженю. Зато от постаревших героинь не оторвать глаз: такой внутренний драматизм, что молчание красноречивей монологов. И Ирина-старшая, несмотря на возраст, более подходит к амплуа «инженю-лирик», чем ее alter ego: и лиричность, и прозрачность души более очевидны.

Мужской состав уступает женскому. Непонятно, какие достоинства привлекли Машу в Вершинине: игра Андрея Аршинникова пока сводится к обозначению героя-любовника в военной форме. На фоне острой и выразительной Натальи Ивановны (Елена Ярема) затерялся невнятный Андрей (Антон Шварц). Разве что образ Тузенбаха (Виктор Княжев) получился живым, данным в развитии.

Может показаться, что спектакль из разряда «актерских», но это отнюдь не так. Работы артистов вписаны в сложно устроенную, «формалистскую» сценическую ткань. Новый руководитель «Центра драматургии и режиссуры» Владимир Панков больше известен как основатель коллектива SounDrama, экспериментирующего на пересечении театра и музыки. Неудивительно, что своих коллег он тоже привлек и к этой постановке. Сценограф Максим Обрезков, художник по свету Николай Сурков, композиторы Артем Ким и Сергей Родюков, хореограф Екатерина Кислова — все они саундрамовцы, соратники режиссера, обеспечившие действу высокий постановочный уровень.

Сценограф создал единую на все четыре действия декорационную среду — кирпичные стены напоминают о павильоне старого доброго театра. С течением времени пространство преображается. Сначала оно кажется интерьером особняка: скамья с массивной резной спинкой, стол с самоваром, старинные часы. Позже, когда стеклянный потолок излучает мощный свет, разрезающий дымовую завесу, и загораются свечи, это уже не дом, а храм. А ближе к финалу все выразительные средства работают на другой образ: получается, говоря строками Пастернака, «вокзал, несгораемый ящик / Разлук моих, встреч и разлук…».

Непременный атрибут действия — музыка. Оркестранты БДТ одеты в костюмы чеховской эпохи и играют то в оркестровой яме, видимые глазу, то на дальнем плане, встроенные в затейливый мизансценический рисунок — с двоящимися и троящимися персонажами, безымянными «хористами».

Соединяя в одном пространстве разные времена, Панков подчеркивает, что сам процесс воспоминания, лирическая обращенность в прошлое куда важней событийной канвы. В россыпи сцен, бесконечно наплывающих друг на друга, легко заплутать. Правда, иногда энергетическая волна словно разрезает невидимую стену между сценой и залом. Мощным «выдохом» становится финал, когда уже убит Тузенбах, уехал Вершинин и понятно, что «бобики» и «софочки» тотально изменят этот Дом. Но звучат слова сестер: «хочется жить», «жизнь наша еще не кончена».

Только произносят это сестры постаревшие, что сильно корректирует смысл. Одно дело смотреть в светлое будущее, когда тебе 20 лет, и совсем другое — найти силы сказать это без цинизма, когда лучшая пора далеко позади. Эти сестры находят силы. Слова, врезавшиеся в память разных театральных поколений, звучат искренне, обнадеживающе. По-чеховски.

Прямой эфир