Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин заявил об укреплении позитивных тенденций в экономике РФ
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Экономика
Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Туризм
Российский турпоезд «Ласточка» совершил тестовый рейс в Сухум
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Экономика
Путин назвал РСПП надежным партнером государства
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Макрон призвал строить будущую Европу независимой от курса США

Эксперты: конфискация машины за опасное вождение приведет к коррупции

Необходимо прежде всего выработать критерии опасного вождения
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Предложение конфискации автомобиля за повторное опасное вождение повлечет за собой высокие коррупционные риски, так как у него до сих пор не существует четких критериев определения, так что решения будут приниматься субъективно, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Ранее президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков предложил председателю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову внести в законопроект конфискацию автомобиля за повторное опасное вождение, так как лишение права управления транспортным средством может оказаться малоэффективным.

Идею предлагается оформить в виде поправки ко второму чтению соответствующего законопроекта. Ранее в Госдуме выступали за наказание повторных нарушителей обязательными работами, административным арестом или лишением водительских прав.

Размытые формулировки

Само «опасное вождение» прописано невнятно и пока за него можно привлечь человека, который на самом деле не представляет опасности и наоборот, отмечает председатель Московского областного отделения общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров.

«В законе и правилах дорожного движения это понятие обозначено размыто, поэтому может применяться очень субъективно. Можно объективно его не зафиксировать или, наоборот, вменить по формальным признакам», — добавил эксперт.

Четкого определения «опасного вождения» сегодня нет, согласен автоэксперт Дмитрий Попов.

Установлен принцип кратности — за многократное повторение действий предусмотрена административная ответственность, однако есть несколько моментов, которые касаются субъективных параметров участия в дорожном движении, рассуждает специалист — например, безопасный боковой интервал и дистанция.

«В экзаменационных билетах существует понимание, что безопасный боковой интервал завязан на опыт водителя, соответствующую дорожную обстановку, и я задавал вопросы: кто будет устанавливать этот интервал, как это будет администрироваться, какие измерения будут употребляться, кто и как будет устанавливать многократность действия», — отмечает Попов.

Коррупционные риски

Идея конфискации автомобилей изначально мертворожденная, считает эксперт. По его словам, негодование общественности по поводу того, что существуют агрессивные люди, которые, участвуя в дорожном движении, совершают неадекватные действия, понятно.

«Но такие же агрессивные чудаки встречаются и при полетах на самолетах, и в очереди в гипермаркет. Но надо искать формы борьбы, которые будут находиться в русле законодательства. Кто-то сказал, что нечеткость в приказе рождает нечеткость исполнения — мы либо выставим себя на посмешище, либо создадим такую коррупционную базу, позволяющую принимать решения, кому как захочется», — поясняет Попов, уточняя, что в этом случае инспектор принимает решение субъективно.

При большом желании любому можно вменить опасное вождение и один, и сто раз, поддерживает Дозоров из «Комитета по защите прав автомобилистов».

«Поэтому к такой инициативе отношусь отрицательно. Естественно, если вопрос будет стоять не только о лишении прав, но и конфискации автомобиля, это подталкивает к коррупции», — продолжает эксперт, отмечая, что существует презумпция виновности водителя и поддержка сотрудников ГИБДД в суде.

Поэтому новая идея способна обеспечить не просто высокие, а бесконечные коррупционные риски, добавляет автоэксперт Попов.

Нужны законы, которые позволят людям чувствовать себя защищенными от коррупционной составляющей, а предложенные меры способны только убрать из потока побольше автомобилей и загрузить суды работой, уверен Попов.

«Давайте напугаем, что отберем автомобиль — а он едет не на своем автомобиле, это машина его отца-пенсионера. Отберем, а он потом сядет за руль следующего товарища. Позорно это всё выглядит, потому что бьет по среднему классу, по людям, которые уже способны купить автомобиль, но не способны купить правосудие, а те, кто на премиум-классе, они и то, и другое способны купить», — добавляет эксперт. С ним соглашается и Дозоров.

Неотвратимость наказания

«Лишение прав является достаточно эффективной мерой, и хорошо применяется. Но главное здесь не уровень наказания, а его неотвратимость. Куда сложнее, когда мы видим, что человек уходит от наказания в случае каких-то грубых нарушений, и в то же время человек, который одним колесом заехал за сплошную, лишается права на управление», — рассказывает Дозоров.

Эффективность этой меры зависит от того, на каких людей и как ее собираются применять, добавляет Попов.

«Я понимаю, что лишение прав не действует на Мару Багдасарян и ее коллег. Но может, стоит повернуться к людям, которые выдают эти права? Несмотря на разговоры о том, что стало строже с подготовкой в автошколах, идет волна продажи водительских удостоверений, 95% автошкол не имеют никакого отношения к образованию», — отмечает эксперт.

Прямой эфир