Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Сочи торжественно открыли памятник погибшим воинам СВО
Мир
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии
Армия
ВС РФ нанесли групповой ответный удар по объектам ВПК на Украине
Спорт
МОК не будет вручать российским атлетам перешедшие им медали Олимпиады
Мир
Захарова указала на осуждение РФ решения Берлина о запрете символики ВОВ
Мир
СМИ узнали о недовольстве лидерами ЕС деятельностью главы Еврокомиссии
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Премьер Армении Пашинян прибыл с визитом в Москву
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Кисловка и Новокалиново
Авто
Средняя цена автомобиля с пробегом в России снизилась
Общество
В центре Москвы прошел сильный снегопад
Мир
Лукашенко направился с рабочим визитом в Россию
Мир
Президент Румынии Йоханнис пообещал рассмотреть передачу Украине ЗРК Patriot
Армия
На параде Победы в Новосибирске пролетит истребитель И-16 времен ВОВ
Армия
ВКС России получили вторую в 2024 году партию истребителей Су-35С
Мир
Израиль вновь открыл КПП «Керем-Шалом» для доставки гуманитарной помощи
Политика
Лавров заявил о новых попытках «властителей мира» подчинить РФ своим интересам

Дорожные стандарты отменят добровольность

МВД по поручению правительства разработало перечень обязательных правил, обеспечивающих безопасность на дороге
0
Дорожные стандарты отменят добровольность
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России появится единый обязательный перечень национальных стандартов и правил, которые обеспечивают безопасность дорожного движения. Такой законопроект разработало МВД по поручению правительства. Сейчас для ряда стандартов действует добровольный принцип, что приводит к опасным ситуациям на дороге. Например, отсутствие светофора на пешеходном переходе через многополосную дорогу не является нарушением. Эксперты считают, что обязательный перечень стандартов и сводов правил повысит безопасность на дорогах и спасет множество жизней.

Проект постановления правительства «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» разработали специалисты Министерства внутренних дел. Сейчас применение ряда стандартов носит добровольный характер.

В законопроект включены 25 национальных стандартов (правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, требования к эксплуатационному состоянию отбойников, элементам обустройства в виде искусственных неровностей, освещению, пешеходным ограждениям) и девять сводов правил.

Не исключено, что в ходе финального обсуждения в документе появится и пункт о дорожном покрытии.

Разработчики законопроекта назвали один из самых ярких примеров, когда добровольный принцип в применении стандартов просто опасен для жизни людей. Это отсутствие светофора на пешеходном переходе через многополосную дорогу. По ГОСТ 52-289 пешеходный переход должен быть регулируемым, но пока эта норма необязательна. И пешеходы вынуждены переходить дорогу, рискуя жизнью — разметка и знаки недостаточно защищают их от невнимательных водителей.

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе МВД России, Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» действует с 2002 года. Всё, что указано в нем, не обязательно, а лишь рекомендовано к исполнению на добровольной основе. Например, разметка и дорожные знаки. Они зачастую отсутствуют. И этот факт владелец дороги объясняет их дороговизной и необязательностью исполнения нормы. Водитель едет и понимает, что по правилам должна быть определенная разметка или другие элементы безопасности движения, а их нет. Но формально никаких претензий быть не может, поскольку норма добровольная.

В правительстве РФ уверены, что исполнение всех этих стандартов должно стать обязательным, поскольку напрямую касается защиты жизни и здоровья граждан. 

Система стандартизации и актов технического регулирования сильно изменилась с советских времен. Раньше госстандарт был обязателен к исполнению, в том числе по ремонту и содержанию автомобильных дорог. На сегодняшний день обязателен только технический регламент, которого в СССР не было.

Эта ситуация сложилась в связи с подготовкой вступления России в ВТО. Любая страна, вступая в ВТО, приводит внутреннее законодательство в соответствие с нормами международного права. С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Он принципиально изменил подходы к стандартизации и сертификации товаров, работ и услуг.

Смысл новой системы стандартизации в том, что обязательные документы, действовавшие до принятия закона (ГОСТы и ОСТы), заменили на технические регламенты — документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Одновременно установился принцип добровольного применения стандартов. Это означает, что подтверждение соответствия своей продукции, работ и услуг требованиям национальных стандартов, стандартов организаций и иных норм о стандартизации стало правом, а не обязанностью.

Несколько лет назад правительство России разработало план мероприятий по снижению смертности на дорогах. Одним из пунктов этого плана было предложение об обязательности требований к стандартам. Но оказалось, что правительство не наделено полномочиями по установлению таких требований. Поэтому пришлось разрабатывать еще один закон, который сдвинул бы дело с мертвой точки. Этот закон был принят и уже вступил в силу. После чего правительство, уже обладая всеми полномочиями, поручило МВД, Минюсту, Минпромторгу и Минэкономразвития разработать акт, устанавливающий перечень обязательных требований при организации дорожного движения.

Представитель первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова подтвердил «Известиям», что проект постановления разрабатывался по его поручению для улучшения ситуации с безопасностью дорожного движения и снижения смертности граждан.

— Важно точечно выбрать ГОСТы, которые непосредственно могут влиять на повышение уровня безопасности дорожного движения, — уточнил представитель Игоря Шувалова. — Для этого их нужно «погрузить» в нормативно-правовые акты, чтобы они носили обязательный характер, а не рекомендательный.

25 марта законопроект будет передан в профильные ведомства, а после всех согласований будет внесен в правительство.

​​​​​​​

Прямой эфир