Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство

Бойцы невидимого фронта

Композитор Рашид Калимуллин — о недооцененной роли педагогов музыкальных школ в культурной жизни страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

25 марта в нашей стране отмечается День работника культуры. Говоря о деятелях культуры, мы в первую очередь вспоминаем известных исполнителей, композиторов, профессоров консерваторий... Однако мне бы хотелось обратить внимание на «бойцов невидимого фронта» — тех людей, без которых не было бы ни лауреатов международных конкурсов, ни всемирно известных сочинителей музыки. Речь о педагогах музыкальных школ, причем не только специализированных, расположенных в крупных городах, но и маленьких районных заведений, куда берут почти всех детишек, имеющих хотя бы какую-то склонность к музыке.

Именно от этих подвижников, работающих зачастую за крохотные деньги, зависит — раскроется ли талант, найдет ли человек дальнейший путь в профессии?

В это сложно поверить, но в музыкальных школах нет специальности «композиция». Откуда же у нас появятся композиторы? Все знают имена Шостаковича, Прокофьева (кстати, проявившего свой талант в детстве), Свиридова, Шнитке... Их творчество — слава и достояние нашей страны. Однако системы для поиска новых гениев, выявления и поддержки их на раннем этапе у нас нет. Все — на плечах энтузиастов.

Ребенка учат играть на фортепиано и других инструментах, знакомят с музыкальной грамотой, расширяют музыкальный (и — шире — культурный) кругозор. Но если вдруг у ученика обнаружится тяга к сочинительству и он почувствует, что хочет не только играть и изучать чужую музыку, но и создавать свою, то будущее его таланта зависит исключительно от доброй воли педагога по другим предметам. Готов ли, например, преподаватель по фортепиано заниматься с ребенком композицией? В свое свободное время, конечно, ведь основную программу никто не отменял. И, скорее всего, забесплатно — родители не всегда способны оплатить репетиторство, а некоторые, возможно, сочтут такие уроки лишним баловством, ведь умение сочинять музыку не поможет сдать ЕГЭ.

И все же множество педагогов по всей стране идут на это, тратят силы, душевную энергию безо всякой надежды на то, что их старания кто-то оценит или тем более оплатит. А ведь живется им ой как непросто!

Конечно, материальное положение работников культуры несравнимо с тем, что было в 1990-х. За нулевые многое сделано для того, чтобы сотрудники музыкальных школ могли пусть и скромно, но хотя бы как-то жить за счет своей профессии. Однако впереди еще много работы. И не только по повышению зарплат, но и по наполнению школьных библиотек, восстановлению фабрик, выпускающих музыкальные инструменты. Я много езжу по стране и вижу, что в музыкальных школах не хватает учебных пособий и нот, а инструменты, на которых занимаются будущие виртуозы, находятся в плачевном состоянии. Своего производства практически нет, европейские изделия школам не по карману, приходится покупать китайские, которые куда хуже по качеству. А ведь в советское время у нас были прекрасные фабрики и мастера! Надеюсь, мы сможем вернуться к этим традициям.

Но, несмотря на все проблемы, нельзя не верить в прекрасное будущее российской культуры, просто встретившись однажды с педагогами музыкальных школ, посмотрев им в глаза и почувствовав их отношение к детям. В последнее время я провожу немало мероприятий для школьников по всей стране. Показываю свою детскую музыку, ребята угадывают песни, участвуют в викторинах... Группы обязательно сопровождают их педагоги. И меня поражает, насколько тепло, трогательно они относятся к своим подопечным и в то же время с какой открытостью воспринимают все новое — подход к работе, способы взаимодействия со слушателями, саму музыку.

Пока такие герои в России есть, наша культура будет процветать, несмотря ни на что. Давайте же поздравим их с праздником и пожелаем терпения, сил и удачи в нелегком труде. А еще — совместными усилиями попробуем хотя бы в перспективе сделать их жизнь немного проще и обеспечим им такие условия работы, которых они действительно достойны.

Автор — народный артист РФ, председатель Союза композиторов России, член общественного совета при Министерстве культуры РФ

Прямой эфир