Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Болгарское кино обошлось без VIP-зон

Кинокритик Кирилл Разлогов — о кинематографии братской страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Подходит к концу 21-й Софийский международный кинофестиваль («Софияфилмфест»). До 31 марта в столице Болгарии, а также в ряде других городов страны показывается 170 фильмов из 55 стран. Среди российских участников смотра — картины Андрея Кончаловского и Александра Роднянского. Итоги четырех конкурсов — международного (первых и вторых игровых полнометражных картин режиссеров), балканского, болгарского и отдельно короткометражных фильмов — уже подведены.

Материалы по теме
2

Я имел редкую возможность следить за развитием этого поначалу частного кинофестиваля с момента его возникновения благодаря энтузиазму продюсера Стефана Китанова, главное удовольствие в жизни которого — сыграть на гитаре в ансамбле международных коллег (большинство из них тоже Стефаны) после торжественной церемонии вручения призов.

Теперь фестиваль вырос и стал гордостью города и страны. Именно благодаря ему ЮНЕСКО присвоило Софии звание «Город кино». Фестиваль поддерживают софийская мэрия, Болгарский национальный киноцентр и десятки частных организаций. Особенно хочется отметить демократизм большинства мероприятий — никаких VIP и спецзон.

Вместе с тем главными остаются фильмы и кинобизнес. Благодаря переоснащенной киностудии Болгария теперь плотно вписана в систему совместного производства фильмов: если в финальных титрах какого-нибудь боевика много болгарских имен и фамилий, можно не сомневаться — он снимался в Бояне.

Сразу отмечу, что всех проблем это не решает. Арт-хаусная и национальная продукция в кинотеатрах почти не показывается, да и экранов не так много, поэтому фестиваль оказывается для зрителей окном в мир и зарубежного и своего качественного кино. Так, Россия на фестивале была представлена знаменитым фильмом Андрея Кончаловского «Рай».

Жюри, как правило, отдавали предпочтение балканской продукции. Я с моими коллегами — отборщиками фестивалей в Сараево и в Сан-Себастьяне — совпали с основным жюри и наградили Ралицу Петрову за дебютный фильм «Без бога». Специальный приз основного жюри получил польский фильм Яна Матушинского «Последняя семья», а приз за режиссуру — грузинка Нана Евктимишвили и немец Симон Грос за «Мою счастливую семью» — тематический уклон был очевиден.

Два приза получил болгарский фильм «Слава» Кристины Грозевой и Петра Вылчанова, завоевавших два года назад международное признание своей картиной «Урок». На сей раз им отдали предпочтение балканское жюри и Гильдия кинокритиков Болгарии.

Лучшим болгарским короткометражным фильмом была признана семейная мелодрама «Одежда» Веселина Бойдева, а Иглика Трифонова получила приз зрительских симпатий — на мой взгляд, утешительный — за полнометражную ленту «Лифт для пациентов».

Жюри международной кинопрессы (ФИПРЕССИ) наградило показанную на Берлинале ленту сербского режиссера Бояна Вулетича «Реквием по госпоже Й». Это фильм совместного производства Сербии, Болгарии, Македонии и России. Александр Роднянский помог его завершению и может гордиться правильным выбором.

Заключительный день трехдневной деловой программы включал «питчинг» (так называют представление новых проектов потенциальным инвесторам) и показ фрагментов близких к завершению фильмов экспортерам и отборщикам международных кинофестивалей. Как постоянный член болгарского жюри я мог убедиться в том, что кинематография страны не только развивается, но и выходит на международную арену, составляя уже серьезную конкуренцию модным румынским режиссерам.

Но если лучшие сербские картины, как правило, отличает черный юмор, то общее ощущение от премированных болгарских фильмов — глубокий экзистенциальный пессимизм, роднящий их со старыми, еще югославскими «черными фильмами» и, конечно, с нашей «чернухой», высоко ценимой международными кинофестивалями. Может быть, поэтому болгарский зритель от своей кинопродукции не в восторге в отличие от отборщиков МКФ. Это ощущение компенсируется жизнерадостным духом самого «Софияфилмфеста», который для зрителей еще продолжается.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор


Прямой эфир