Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Разлив в ДНР
Мир
Лавров указал на важность встреч Путина и Си Цзиньпина для отношений двух стран
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обстрела автобуса в Горловке со стороны ВСУ
Мир
В МЧС РФ заявили о риске новых обрушений в некоторых районах Мьянмы
Мир
Более 100 тыс. животных погибли из-за наводнений и паводков в Австралии
Мир
ЦАХАЛ сообщила о нанесении воздушного удара по объекту «Хезболлы» в Ливане
Мир
СМИ узнали о желании ЕС возобновить поставки российского газа
Мир
Crew Dragon отправился в первый орбитальный полет над полюсами Земли
Происшествия
Почти 40 человек были эвакуированы из-за пожара в Новом Уренгое
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении трех БПЛА ВСУ над Брянской областью
Общество
МЧС сформировало самую большую группировку спасателей для помощи Мьянме
Мир
Трамп заявил о продолжении атак по хуситам до прекращения ударов в Красном море
Наука и техника
На Солнце произошла мощная вспышка
Мир
FT сообщила о планах США и Дании провести переговоры на высоком уровне
Экономика
На высокобюджетном рынке новостроек Москвы уменьшилось число апартаментов
Мир
Киево-Печерскую лавру лишили доступа к пещерам с мощами
Мир
Южнокорейский суд вынесет решение по импичменту президента Юн Сок Ёлю 4 апреля

ЗИЛ представил балет на заводскую тематику

Создатели спектакля воспели трудовой подвиг и домашний досуг пролетариев
0
ЗИЛ представил балет на заводскую тематику
Фото: Александр Кияткин
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве представили балет «Завод машин», возрождающий традиции русского конструктивизма и наследующий «Музыке машин» Александра Мосолова. Инициаторами проекта выступили Культурный центр ЗИЛ и «Студия новой музыки», для которых советские архитектурные и музыкальные традиции 1920-х – начала 1930-х — не пустой звук: ЗИЛ располагается в знаменитом здании, построенном по проекту братьев Весниных, а консерваторский коллектив уже много лет обращает внимание музыкального мира на шедевры тех лет, включая грандиозное произведение Мосолова.

Автора музыки нашли через открытый конкурс. Участникам предполагалось обыграть заводскую тематику (ранее ЗИЛ принадлежал Автозаводу им. И.А. Лихачева), а победитель получал заказ на балет. Для российской академической среды инициатива поистине революционная: ранее такие решения государственные институции принимали сугубо кулуарно.  

Выбор авторитетного жюри пал на композитора Андрея Кулигина, а за сценическое воплощение взялся «Балет Москва». Для этого коллектива этот проект тоже неслучаен: столичная труппа первой в России сделала ставку на современную хореографию. 

Казалось бы, объединенные усилия талантливых людей вкупе с магией места должны дать отличный результат. Но обратной стороной прекрасной идеи и качественного воплощения стала предсказуемость, а «игра по правилам» лишила создателей возможности хотя бы приблизиться по степени новаторства к прорывам столетней давности.

Сначала танцовщики в спецовках изображают трудовые будни рабочих, затем — домашний досуг. Концепция закономерна, но не нова. Впрочем, «второе дно» создается благодаря иронии, проглядывающей за некоторыми постановочными решениями. Так, периодически выносимое на сцену красное знамя (в это время у духовых звучит призывный лейтмотив) в какой-то момент начинает восприниматься как издевка над революционной тематикой. А уж когда после «производственной» части с потолка спускается дымящийся холодильник, становится ясно: авторы «Завода машин» воспринимают эстетику и мифологию 1920-х через призму постмодернистского скепсиса.

Любые претензии к содержанию, впрочем, не отменяют важности эксперимента: современных российских композиторов крайне редко привлекают к созданию балетных спектаклей (сотрудничество Ильи Демуцкого с Большим театром — скорее, исключение из правил). И тем более необычна конкурсная составляющая, опровергающая мнение, что «чужакам» крупные заказы не светят.

Справедливость победы Кулигина не вызывает сомнений. Основное достоинство партитуры — ее универсальность и в хорошем смысле — доступность. Оставаясь на территории условного авангарда, автор органично инкрустирует звуковую ткань чужеродными элементами — вплоть до минимализма 1980-х. Вкупе с визуальным рядом получается нескучное и даже увлекательное произведение. Не хватает разве что свежей концепции. Но безыдейность, пожалуй, не хуже отражает наше время, чем «Музыка машин» — бурную идейность 1920-х.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением