Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин призвал вытеснять импорт из РФ за счет рыночной конкуренции
Мир
Американские СМИ сообщили о возможном приближении упадка США
Спорт
Олимпийский огонь отправился на паруснике из Греции во Францию
Экономика
Медведев предложил асимметрично ответить США на конфискацию активов РФ
Происшествия
Украинский дрон атаковал автобус с пассажирами в ЛНР
Общество
Минцифры предложило обязать иностранцев сдавать биометрию для покупки сим-карт
Мир
Переданные Киеву бомбы GLSDB признали бесполезными из-за российской РЭБ
Общество
Следствие запросило арест еще одного соучастника теракта в «Крокусе»
Происшествия
Двое жителей Волгограда убили 18-летнего таксиста за отказ в бесплатном проезде
Мир
Песков заявил о продолжении попыток выдавливания РФ с энергетических рынков
Мир
Журналист Карлсон заявил о мошенничестве на выборах президента США в 2020 году
Экономика
Путин заявил, что показатели экономики начала года в РФ оказались выше прогнозов
Происшествия
Пять человек пострадали при повторном ударе ВСУ по селу в Белгородской области
Мир
Суд в ЮАР приговорил трех человек к 10,9 тыс. лет тюремного срока
Общество
Почти треть месячной нормы осадков выпала за 1,5 часа в центре Москвы
Мир
Глава МИД Италии поручил вызвать посла России

«Дракон», выйди вон

Постановка МХТ им. А.П. Чехова по мотивам пьесы Евгения Шварца соединила культурные коды с высококлассным шоу
0
«Дракон», выйди вон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

МХТ имени Чехова поставил «Дракона» Евгения Шварца. Сказка о том, как благородный рыцарь убил чудовище, а страждущие не оценили свободы и выбрали нового узурпатора, обернулась совсем другой историей.

Материалы по теме
2

Спектаклю Константина Богомолова предпослана возрастная рекомендация 18+, что, по сути, неверно. Смотреть этот спектакль следует тем, кому 40 и более. Именно эта категория граждан способна по достоинству оценить заслуги режиссера в деле сохранения нашей памяти. Есть у Богомолова собственное хранилище культурных кодов, откуда он черпает кадры, песни, анекдоты и прочие приметы эпох — для каждого спектакля свои.

Режиссеру такая предусмотрительность обеспечивает подмогу в труде, зрителю — путешествие в былое. Льется с экрана летний дождь («Я шагаю по Москве»), падает навзничь герой Алексея Баталова («Летят журавли»), провожает в ночь отдельный десятый десантный батальон Нина Ургант («Белорусский вокзал») — вот вам возможность окунуться в жизнь минувшую и сопоставить ее с днем сегодняшним.

Люди помоложе, за исключением особо пытливых, этого мемориального богатства большей частью лишены, а потому для них в «Драконе» имеется ровно то, что заявлено в аннотации: «Лучшие песни, зажигательные танцы, великолепные актеры, невероятная искренность, пугающая откровенность, тончайшая саркастичность». То есть шоу высокого уровня, где всё на отлично: актеры, режиссура, сценография, костюмы, свет. Что касается поклонников драматургии Евгения Шварца, то они могут остаться дома. Сказка Шварца для режиссера — только повод рассказать собственную историю про рыцаря Ланселота (Кирилл Власов) и его возлюбленную Эльзу (Надежда Калеганова).

Не теряющий надежды Шварц вложил в уста своего героя оптимистическое: «Все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» И Эльза восторженно кивает ему в ответ: «Будем, непременно будем». В спектакле они завершают свой путь, глядя на догорающий экран-занавес. Он — манерный кривляка в обтягивающем комбинезоне поп-звезды (куда делись былые идеалы?), она — в пышной барби-юбочке и ярком макияже (где та скромница?), уже прошептавшая под аккомпанемент бывшего Дракона (Игорь Верник): «Мы думали — это весна, а это оттепель…».

Вот так со всем в этой постановке: то, да не то. Думали, будет Дракон, а это обыкновенное семейство — муж, жена, ребенок. Считали — грядет великий бой с узурпатором, а произошло банальное убийство. Вроде бы явился в город герой Станислава Любшина из «Пяти вечеров», а это Ланселот в любшинском обличьи — черный свитер, на затылке шляпа.

И вечеров не пять, а семь, и Ланселот — не Ланселот, а Иисус, проходящий свою Страстную седмицу. И над всеми непонятками, перекрывая пространство, — жуткий «Мертвый Христос в гробу», репродукция картины Ганса Гольбейна. Та самая, от которой, по словам князя Мышкина, «у иного вера может пропасть».

Перевертыши, оборотни, имитаторы...  Никому не веришь и никого не жаль в мхатовском спектакле. Ну разве что умоляющего о глотке воды поверженного Дракона — разом отвернулись от него былые верноподанные. 

Впрочем, насчет веры автор этих срок погорячился. «Дракон» — отличная возможность уверовать в могучую школу русского психологического театра в лице народного артиста Олега Табаков. Был под Драконом его Бургомистр, лихо выезжающий на сцену в коляске с мигалкой, — боялся. Стал Драконом — наводит страх. Каждое появление этого обаятельнейшего, несмотря на все грехи, персонажа — зрительский праздник. Тут уж лови момент, наслаждайся выдающимся лицедейством и радуйся, что вечер прошел не зря.


Прямой эфир