ФАС предписала Global Ports и НМТП выплатить в бюджет 16,8 млрд рублей

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предписала Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) и трем компаниям группы Global Ports перечислить в бюджет 16,8 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением.
В Global Ports входят Первый контейнерный терминал (ПКТ), «Петролеспорт» и Восточная стивидорная компания (ВСК), а НМТП подконтролен «Транснефти» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова
Проходивший по тому же делу Мурманский торговый порт оправдан. Решения по транспортно-логистическому холдингу Universal Cargo Logistics Holding Владимира Лисина пока нет, пишет «Коммерсант».
Аналитики считают, что сумма неподъемна и будет уменьшена через суд, куда планируют обратиться компании.
Дела в отношении компаний ФАС возбудила в июне 2016 года, после того, как провела мониторинг цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах в 2013–2016 годах. В марте текущего года было признано, что компании нарушили антимонопольное законодательство путем злоупотребления доминирующим положением: с 1 января 2015 года они установили и поддерживали монопольно высокие цены на услуги, установила антимонопольная служба.
При этом предпосылок к повышению цен ФАС не обнаружила и установила, что в 2015 году благодаря этому повышению ПКТ «Петролеспорт» (порт «Большой порт Санкт-Петербург»), Восточная стивидорная компания (порт «Восточный») нарастили рентабельность на фоне падения объемов перевалки и сокращения расходов. НМТП мог бы избежать повышения цен, если бы вовремя перевел в рубли ставки, установленные в долларах, отметила ФАС.
Таким образом, в федеральный бюджет НМТП обязан перечислить 9,74 млрд рублей, ПКТ — 4,17 млрд рублей, ВСК — 1,6 млрд рублей, а «Петролеспорт» — 1,27 млрд рублей.
НМТП предписано также перевести цены на услуги по перевалке черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов, руды, удобрений и контейнеров в российские рубли и отменить монопольно высокие цены на услуги.
Антимонопольная служба предписала ПКТ, «Петролеспорту» и ВСК установить экономически обоснованные тарифы на услуги по перевалке контейнеров в рублях.
В НМТП заявили, что не согласны с решением ФАС и будут оспаривать его в суде. Компания настаивает, что тарифы не завышала, а если бы завышала, клиенты могли бы направить грузы через другие терминалы, однако они этого не сделали. В суд компания обратится в ближайшие недели, пишет издание со ссылкой на знакомый с ситуацией источник.
В Global Ports также заявили, что не нарушали антимонопольного законодательства, а в случае необходимости намерены отстаивать свою правоту в суде. При этом представители группы компаний отметили, что не получали решений и предписаний ФАС, а о факте их выхода не знают.
ФАС оштрафовала в феврале 2017 года пять контейнерных операторов на 1,5 млрд рублей за создание картеля. Самый крупный штраф — на 722 млн рублей — был выписан Maersk, сообщает RNS. Orient Overseas Container Line, Hyundai Merchant Marine, CMA CGM и Evergreen Marine должны были выплатить более мелкие суммы.