Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Госдуме призвали главу дипломатии ЕС изучить историю после ее слов о Крыме
Мир
Главный продюсер шоу «60 минут» покинул пост после иска Трампа
Авто
УАЗ «Профи» стал туристическим микроавтобусом
Мир
Маск заявил о сокращении своего участия в DOGE из-за падения прибыли Tesla
Общество
Полностью импортозамещенный SJ-100 совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре
Происшествия
Сотрудник полиции пострадал в ходе перестрелки в Дербенте
Мир
Свыше 3 тыс. человек эвакуированы из-за лесных пожаров в штате Нью-Джерси
Мир
Глава минфина США заявил об ожидании деэскалации торгового конфликта с КНР
Мир
NYP узнала о росте числа задержаний в США по подозрению в терроризме на 655%
Мир
Чекунков рассказал о роли Арктики в диалоге между Россией и США
Мир
The Telegraph перечислила возможные детали плана Трампа по Украине
Мир
В Белом доме рассказали о планах Трампа посетить страны Ближнего Востока
Мир
Суд в США обязал правительство восстановить работу «Голоса Америки»
Экономика
Интернет в поездах между Москвой и Петербургом стал бесперебойным
Происшествия
Мирный житель пострадал при атаке БПЛА ВСУ на Белгородскую область
Общество
В Ставропольском крае объявили штормовое предупреждение из-за непогоды
Происшествия
Губернатор Тульской области сообщил об уничтожении дронов ВСУ над регионом

Моду ждет большая перестройка

Александр Шумский — о том, какой будет российская модная индустрия с приходом поколения Z
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первый месяц весны и начало апреля ознаменовались в мире моды серией знаковых мероприятий. В Москве завершилась неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, день моды прошел в Санкт-Петербурге, более 30 мировых лидеров индустрии моды из девяти стран собрались в Москве на конференции Fashion Futurum, чтобы обсудить современные модные тенденции. А свидетельствуют они о смене ориентиров.

Исследования и годовые отчеты фиксируют падение дохода у традиционных ритейлеров и крупных брендов на фоне массового выхода на мировые рынки новых дизайнеров и компаний. Массовый выход — это десятки тысяч новых марок в год, от пальто до шляпок. Россия тоже в тренде. Это чувствуется и на примере Mercedes-Benz Fashion Week Russia: в год нам поступают 300–400 новых заявок от дизайнеров. Отбирать лучших — этого уже мало, потому что дизайнеров слишком много.

Задача стоит шире — сформировать новую коллективную эстетику. Показы в Манеже в Москве, широко освещаемые во всем мире, приблизили нас к этому.

Как отметил американский Forbes, «растущие кадры молодых «визионеров стиля» в России близки к тому, чтобы оказаться в центре внимания». Подобных цитат из мировых СМИ о России можно привести много — за последние три года Национальная палата моды сдвинула фокус недели моды на новое поколение fashion-дизайнеров. Я считаю, именно оно сможет сделать из Москвы мировой центр моды — fashion-герои прошлых лет больше стараются для Парижа.

Реакция на происходящее на подиуме в Москве соответствует еще одному мировому тренду: смена потребительской модели. Миллениалы — первое поколение, выросшее в цифровую эру, — только недавно вошли в мир большого fashion-шопинга. Исследователи утверждают, что следующее за миллениалами поколение Z — те, кто родился после 1995 года, — по количеству людей больше, чем любые другие поколения за последние 100 лет.

Это значит, что все стараются уже сегодня угадать предпочтения этого растущего сообщества, которое к 2030–2035 годам окажется в зените потребления. Ответственного потребления, скорее всего, а это значит, что мировое разделение труда в моде, которое выпестовано за последние полвека, окажется неактуальным. 

Индустрия моды оказалась одной из последних, куда пришла автоматизация. Но пришла же, и не только она. Гиганты fast fashion и китайские фабриканты активно внедряют инновации и экспериментируют с технологиями, такими как 3D–сканирование и печать, робототехника и даже искусственный интеллект. Хорошая новость в том, что в моде этот процесс начался всего несколько лет назад. Другая хорошая новость — у России есть потенциал.

Наличие фэшн-талантов и молодых технопредпринимателей позволило мне год назад выйти с соответствующей концепцией в Агентство стратегических инициатив (АСИ), которая затем превратилась в проект дорожной карты FashionNet. Мода, как оказалось, идеально вписывается в Национальную технологическую инициативу АСИ.

Производство одежды — одна из последних традиционных отраслей, где мало что поменялось за 100 лет. При этом мировой рынок текстиля, обуви и одежды колоссальный — почти $3 трлн в год. Возможности на этом рынке явно недооценены. Мода — одна из самых высокомаржинальных индустрий, при том, что создание одного рабочего места в ней — самое дешевое. Даже первые швейные роботы дешевле аналогичных устройств, собирающих электронику.

Но здесь есть плохая новость: далеко не все российские чиновники следят за переменами, считают, например, что компьютер может скроить пиджак, но сшить его могут только вручную и нигде в мире роботы пиджаки не шьют... Многие сомневаются, что удастся полностью заменить швей на роботов: сложный крой требует умелых рук.

Десять лет назад такие же сомнения высказывались относительно перспектив цифровой печати на тканях — это было дорого, а принт не был достаточно стойким. Сегодня эти сомнения не подтвердились — текстильные принтеры активно используются и в «люксе», и в масс-маркете.

Развитие электронной коммерции, улучшение логистики и соцсети спровоцировали рост числа небольших модных брендов — в количествах, выходящих за рамки разумного. Этому способствует и растущий спрос на уникальные вещи, а новое поколение относит к ним не только люкс.

Сегодня, в отличие от того, что было еще пять лет назад, дизайнер может продаваться на весь мир, не выходя за пределы своей студии. Очевидно, новый технологический порядок придется учитывать всем, кто заинтересован в развитии. А идея FashionNet уже поддержана Минпромторгом — в лице замминистра, статс-секретаря Виктора Евтухова, отвечающего за легпром.

Стремительная трансформация мировой fashion-индустрии определенно открывает широкие возможности для нашей страны, которая никогда не ставила моду в список приоритетов. Профессиональные пессимисты, конечно, скажут (да и ноют уже), что нам не догнать, не перегнать, но это и про космос говорят. Наш стартовый капитал — в творческих талантах и тех, кто может создавать технологии, придумывать новые идеи.

Вы удивитесь, но в этой области нет еще и намека на монополистов и даже на явных лидеров. Уникальный случай, когда мы прописываем сценарий для работы на старте — это то, чем сейчас занимается в АСИ Палата моды и большое количество экспертов в рамках нашей инициативы. Просто многим всё еще кажется, что мода — это про стрит-стайл и девочек. Не без этого, конечно, но в первую очередь это огромный рынок, который начал самую большую перестройку в своей истории.

 Автор — исполнительный президент Национальной палаты моды


Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением